Компания SpaceX провела статические испытания двигателей системы аварийного спасения пилотируемого космического корабля Crew Dragon. Если тест пройдет успешно, в декабре этот же корабль использует систему для испытаний в полете, после чего, вероятно, Crew Dragon будет допущен к первому полету с астронавтами на борту.
Система аварийного спасения (САС) необходима для того, чтобы в случае аварии ракеты быстро отвести экипаж от нее. Обычно САС представляла собой отдельную башню с твердотопливными двигателями над капсулой с экипажем, но на новых космических кораблях SpaceX Crew Dragon и Boeing CST-100 Starliner она интегрирована в сам корабль и использует жидкое ракетное топливо.
Поскольку оба корабля предназначены для перевозки людей на МКС, NASA предъявляет к разработчикам жесткие требования по сертификации и обязывает продемонстрировать надежность САС во время испытаний двух типов. Первый тип имитирует аварию ракеты еще до старта, и во время них космический корабль стартует из неподвижного положения, а затем приземляется недалеко от космодрома. SpaceX провела эти испытания еще в 2015 году, а Boeing провел их в ноябре 2019.
Кроме того, компании должны испытать САС во время статичных испытаний без полета. В апреле Crew Dragon, летавший к МКС за полтора месяца до этого, взорвался во время статичных испытаний. Это привело к очередному переносу пилотируемого полета к МКС. Инженеры компании провели расследование и выяснили, что к аварии привела поломка топливного клапана.
Во время новых испытаний инженеры использовали новую конфигурацию топливной системы, в которой в трубках наддува установлены разрывные мембраны, благодаря которым сценарий, который привел к аварии в апреле, не должен повториться. Во время испытаний двигатели Super Draco отработали заданное время. Теперь специалисты SpaceX и NASA проанализируют данные со всех датчиков и примут решение о том, насколько успешно прошел тест.
SpaceX, в отличие от Boeing, решила дополнить два обязательных теста испытанием САС в полете. Во время этих испытаний ракета Falcon 9 с этой же капсулой Crew Dragon взлетит с космодрома, и в момент максимального аэродинамического сопротивления САС сработает и уведет корабль от ракеты. Поскольку это произойдет еще на этапе работы первой ступени, вторая ступень будет упрощенной. В частности, в ней не будет двигателя и некоторых компонентов топливной системы. Дата теста зависит от результатов статичных испытаний, но, в случае, если их признают успешными, его предварительно назначили на середину декабря.
По оценке главы NASA, первый пилотируемый полет Crew Dragon состоится не раньше первого квартала 2020 года. А CST-100 Starliner должен отправиться в первый беспилотный полет к МКС в середине декабря 2019 года.
Григорий Копиев