Ученые продлили жизнь плодовым мушкам дрозофилам, используя смесь из трех препаратов: лития, рапамицина и противоопухолевого лекарства траметиниба. Каждое из веществ в отдельности увеличило продолжительность жизни в среднем на 11 процентов, попарно — на 30 процентов, а все вместе — на 48 процентов. При этом литий избавил мушек от побочных эффектов рапамицина. Работа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Продолжительность жизни плодовой мушки дрозофилы — всего около 3 месяцев, что делает ее удобным объектом для исследований старения. Ученым уже неоднократно удавалось удлинять жизнь дрозофил, однако самыми эффективными методами всегда были генетические. Животные-мутанты могут жить в несколько раз дольше мушек дикого типа. Из негенетических методов хорошо показало себя ограничение в еде — до 50 процентов. А вот с помощью препаратов пока удалось продлить жизнь дрозофилы только на 5-20 процентов.
Йорге Кастилло-Куан (Jorge Castillo-Quan) и его коллеги из Университетского колледжа в Лондоне решили попробовать на мушках комплексный подход: продлевать им жизнь не одним лекарством, а сразу несколькими.
Первый препарат — рапамицин. Впервые открытый как антибиотик, он далее использовался как иммуносупрессор, и до сих пор его аналоги служат лекарствами от рака, также он часто применяется в исследованиях старения. Рапамицин блокирует белок TOR, который координирует клеточный ответ на поступление еды и заставляет клетку расти и запасать ресурсы. Считается, что именно работа TOR приводит к тому, что клетки изнашиваются и стареют, то есть перестают делиться и выполнять свои функции в ткани.
Второе вещество — траметиниб. Он блокирует киназу MEK — регуляторный белок, который участвует в делении клетки. Траметиниб используют в медицине как противоопухолевый препарат.
Третье вещество — литий. Он блокирует еще одну киназу — GSK-3.
Все три мишени лекарств участвуют в реакции клетки на поступление питательных веществ. Сигнал к ним приходит с поверхности клетки от инсулиноподобных пептидов. Мушки, лишенные этих пептидов, живут на 25 процентов дольше — около 100 дней вместо положенных 80. Тем не менее, мишени препаратов находятся в разных частях сигнального пути. Поэтому исследователи предположили, что одного лекарства будет недостаточно, чтобы полностью запретить клетке активизироваться в присутствии еды, и решили попробовать сначала пары лекарств, а потом и полноценный коктейль из трех препаратов.
Они обнаружили, что каждое из веществ по отдельности увеличило среднюю продолжительность жизни мушек на 11 процентов. Пары веществ — в среднем на 30 процентов. А коктейль из трех — на 48 процентов.
Судя по соотношению этих значений, дело не в простом сложении эффектов. Вероятно, препараты усиливают действие друг друга. В частности, известно, что рапамицин в качестве побочного действия увеличивает количество жиров в крови человека и в гемолимфе мушек. Но в комбинации с литием он такого эффекта не оказал: исследователи измерили количество жиров, и оно не отличалось от контрольной группы, которая никаких препаратов не получала.
Наблюдаемое изменение продолжительности жизни можно было бы связать с изменением пищевого поведения. Однако подопытные насекомые поглощали столько же еды, сколько и контрольные. Можно было бы также объяснить этот эффект перераспределением ресурсов: например, предположить, что насекомые стали меньше размножаться, и поэтому им хватило энергии на долгую жизнь. Действительно, препарат траметиниб снизил количество отложенных мушками яиц вдвое, как сам по себе, так и в комбинации с другими веществами. Однако рапамицин и литий никак на способность размножаться не повлияли.
Таким образом, ученые создали коктейль, каждая из составляющих которого действует на независимые мишени и, вероятно, усиливает действие других. Исследователи достигли рекордного для медикаментозного вмешательства результата увеличения продолжительности жизни и полагают, что подобного рода коктейли однажды смогут стать средством со схожим действием и для людей.
Недавно ученые попробовали применить еще один трехкомпонентный противовозрастный коктейль на людях. Он был совсем другим по составу: в него вошли гормон роста, метформин и дигидроэпиандростерон — однако с его помощью удалось обратить вспять эпигенетический возраст пациентов.
Полина Лосева