Объединенный центр искусственного интеллекта, подразделение министерства обороны США, отвечающее за разработку и внедрение военных систем искусственного интеллекта, не станет оснащать такими технологиями центры управления стратегическим вооружением. Об этом, как пишет Breaking Defense, заявил начальник центра генерал-лейтенант Джек Шэнэхэн. По его словам, за запуски баллистических ракет всегда будут отвечать люди.
Согласно действующим в США правилам, в состав дежурных подразделений наземных шахтных ракетных комплексов входят пять команд по два офицера в каждой. Одно такое подразделение отвечает за запуск 50 баллистических ракет. В случае, если руководство страны принимает решение о нанесении массированного ядерного удара по противнику, каждое подразделение получает приказ о запуске с кодом запуска. После получения приказа все пять команд должны сравнить содержащийся в нем код запуска с кодом, уже хранящимся в сейфах в центрах управления.
Если коды сходятся, каждый офицер должен проделать определенную последовательность действий, включая синхронный поворот ключей (у каждого дежурного свой ключ) и нажатие клавиши, которая запустит программу старта. Для того, чтобы запуск всех 50 баллистических ракет состоялся, необходимо, чтобы по крайней мере две команды в подразделении в точности выполнили пусковую последовательность действий. На подводных лодках за запуск ракет отвечают капитан, помощник капитана и команда дежурных. Здесь в приказе приходит код от сейфа, в котором хранится ключ запуска ракет.
В мирное время баллистические ракеты нацелены на удаленные точки в океане. Во время подготовки к запуску дежурные подразделения перенацеливают ракеты на объекты противника. В случае, если баллистические ракеты запускаются с подводных лодок, то с момента получения приказа до выхода носителей из шахт субмарин проходит не более 15 минут. В случае запуска баллистических ракет из наземных шахт, он должен быть произведен точно во время, указанное в приказе. Это упрощенное описание запуска ракетного ядерного удара.
По словам Шэнэхэна, руководство Объединенного центра искусственного интеллекта выступает за более плотную интеграцию систем с искусственным интеллектом в вооружения: такие системы могут быть полезны для анализа разведывательной информации, поиска, распознавания и приоритезации целей и других похожих задач, включая и наведение вооружения. При этом решение о применении оружия должен принимать человек. «Это решение должно приниматься исключительно человеком... управление ядерным оружием», — заявил Шэнэхэн.
В настоящее время в России действует автоматизированная система боевого управления ответным ядерным ударом «Периметр». Система была разработана в СССР в 1970-х годах. Функциональные особенности системы засекречены; существует несколько версий о ее работе. По одной из версий, «Периметр» способен в полностью автоматическом режиме запустить баллистические ракеты по противнику в случае, если зафиксирует множественные ядерные удары по территории России и утратит связь с руководством страны и военным командованием.
По другой версии, система отвечает лишь за гарантированное доведение приказов об ответном ракетном ударе в условиях массированного ядерного удара. По этой версии, «Периметр» запускает командные ракеты, которые на некоторое время становятся своего рода ретрансляторами сигналов. Они обеспечивают связь с пунктами управления стратегическими комплексами в условиях ядерного загрязнения и радиоэлектронного подавления. За прием сигналов с ракет отвечают устройства, которыми оснащены все наземные ракетные комплексы, стратегические подводные ракетоносцы и бомбардировщики.
Василий Сычёв