Ученые описали систему «растущие деревья — пень» на примере деревьев каури, сообщается в iScience. По-видимому, растущие деревья и пень соединились в единую корневую систему, по которой вода и питательные вещества поступали и к деревьям, и к живому пню. По мнению исследователей, таким образом каури могли получить доступ к дополнительным источникам воды и питательных веществ. Либо прививка корней друг на друга произошла, когда пень еще был растущим деревом.
Часто отдельно растущие деревья могут соединяться корнями одного дерева к корням другого. Несмотря на то, что известно около 150 видов деревьев, которые соединяются друг с другом таким образом, этот феномен изучен мало. Таким образом могут соединяться корни одного дерева, и, вероятно, самопрививки встречаются у большинства видов. Корнями могут прививаться друг на друга деревья одного и того же или разных видов. Выгоды от самопрививок очевидны — перераспределение воды и питательных веществ. А вот зачем нужны прививки корней двух разных деревьев, объяснить сложнее. Еще менее понятна целесообразность прививки между корнями растущих деревьев и пня, который живет за счет этого соединения. По предположениям исследователей, за счет более разветвленной системы корней деревья могут полнее использовать близлежащие запасы воды и питательных веществ, либо увеличивать механическую устойчивость и лучше сопротивляться сильным ветрам.
Ботаники уже описывали системы «растущие деревья — пни», но не исследовали их физиологию. Этим решили заняться Мартин Бадер (Martin Bader) и Себастьян Леузингер (Sebastian Leuzinger) из Оклендского технологического университета, которые обнаружили в одном из районов Окленда лишенный листьев, но живой пень новозеландского каури (Agathis australis), окруженный растущими деревьями того же вида. Ученые измерили потоки жидкости в пне и в двух растущих по соседству с ним каури и водные потенциалы растений в течение суток и при разных погодных условиях, в солнечные, пасмурные и дождливые дни.
Оказалось, что потоки жидкости в пне и соседних деревьях составляли единую систему и их распределение зависело от времени суток и погоды. В солнечные жаркие дни, когда вода из листьев растущих деревьев активно испарялась, жидкость практически не поступала в пень, все забирали соседние каури. Ночью, в дождливую или пасмурную погоду, когда испарение воды в соседних деревьях было ниже, пень получал максимальное количество жидкости.
Ученые пришли к выводу, что корни растущих деревьев каури и пня где-то привились друг на друга. Возможно, это произошло в то время, когда вместо пня существовало растущее дерево. Либо близко растущие каури могли таким образом адаптироваться к тесноте, расширить свою корневую систему и получить доступ к дополнительным источникам воды питательных веществ. По-видимому, более обширная корневая система была для растущих каури важнее, чем потеря некоторого количества углерода, которым приходилось делиться с пнем (так как листьев на нем не осталось, он не мог перерабатывать углекислый газ в процессе фотосинтеза). По мнению авторов, такая «древесная корневая сеть» с одной стороны, может помочь деревьям выжить во время засухи, с другой — в ней возникает повышенный риск распространения патогенов.
Ученые замечают, что не могут делать глобальные выводы на основе одного случая. К тому же у них нет прямых доказательств соединения корней, поэтому нужны дополнительные исследования. «[Наши результаты] свидетельствуют о том, что в этой местности нужны дополнительные исследования, особенно в условиях изменяющегося климата и риска частых и более продолжительных засух, — говорит Себастьян Леузингер. — Они меняют нашу точку зрения на выживание деревьев и экологию лесов».
В некоторых случаях, для того, чтобы обогнать растущих рядом конкурентов, растение может оптимизировать собственную стратегию роста. Как показали ученые на примере ползучей лапчатки, в присутствии невысоких, густо растущих соседей растения тянулись вверх. Если же их окружали высокие конкуренты, они давали боковые побеги.