Британская компания BAE Systems провела первые летные испытания экспериментального беспилотного летательного аппарата Magma с отключенной механизацией крыла. Согласно сообщению компании, полетом аппарата специалисты управляли исключительно с помощью воздуха, выдуваемого через сопла на крыле и сопле его реактивного двигателя. Состоявшуюся серию испытаний разработчики признали успешной.
Управление полетом современных летательных аппаратов производится с помощью подвижных аэродинамических элементов, приводимых в движение с помощью электрических, механических или гидравлических систем. Речь идет, например, об элеронах, подвижных плоскостях в задней по направлению полета части крыла. Их синхронным противоположным отклонением можно управлять креном аппарата.
В беспилотнике Magma разработчики установили систему, которая отбирает часть воздуха из реактивного двигателя и по каналам перенаправляет его к соплам на крыле и в сопле движка. На крыле ближе к его задней кромке установлены плоские сопла. Выдувание через них воздуха на сверхзвуковой скорости позволяет изменять течение на крыле.
Аппарат Magma выполнен по схеме «бесхвостка». Плоские сопла на его крыле заменяют собой подвижные элевоны. Сопла же, расположенные в сопле реактивного двигателя, позволяют с помощью выдуваемого воздуха отклонять реактивную струю. Таким образом разработчики из BAE Systems реализовали управление вектором тяги.
Испытания Magma проводились на северо-западе Уэльса. Аппарат выполнил несколько успешных полетов. Летные испытания беспилотника проводятся с 2017 года. Прежде его полетом управляли и с помощью подвижных элевонов. Во время новых испытаний механизация использовалась для управления взлетом и посадкой; в полете она была отключена.
Во время предыдущих летных испытаний специалисты проверяли работу воздушной системы, постепенно убирая из конструкции аппарата подвижные аэродинамические элементы. В испытаниях, состоявшихся в текущем году, уже использовалась версия аппарата, полностью лишенная механизации.
Разработчики полагают, что полный отказ от механизации позволяет освободить больше места внутри летательного аппарата и делает его проще, легче и надежнее. Разработку беспилотника с воздушным управлением полетом BAE Systems ведет со второй половины 2000-х годов. Первый прототип аппарата — Demon — совершил первый полет в 2010 году.
Василий Сычёв