«Роскосмос» отказался от дальнейшей разработки проекта носителя среднего класса «Ангара-А3». Об этом, как сообщает РИА Новости, заявил генеральный директор госкорпорации Дмитрий Рогозин. По его словам, такое решение было принято из-за параллельной разработки носителя «Союз-5» аналогичной грузоподъемности.
«„Ангара-А3“ — ракета среднего класса грузоподъемностью 17 тонн на низкую опорную орбиту. Те же самые характеристики, которые закладываются в ракету „Союз-5“. Поэтому есть смысл сосредоточиться на легкой и тяжелой „Ангаре“», — заявил Рогозин, отметив также, что таким решением «Роскосмос» избавляет российские предприятия от выполнения дублирующих функций.
Разработка ракет-носителей семейства «Ангара» ведется с 1990-х годов. В него входят носители легкого класса «Ангара-1.1» и «Ангара-1.2», носители среднего класса «Ангара-А3», тяжелого класса «Ангара-А5» и сверхтяжелые «Ангара-А5В». Различные варианты ракеты-носителя реализованы с помощью различного числа универсальных ракетных модулей.
Проектом предполагалось, что «Ангара-А3» получит три ступени. Первые две будут выполнены из универсальных ракетных модулей с двигателями РД-191, а третья — из универсального ракетного модуля с двигателями РД-0124. Ракету планировалось оснастить разгонным блоком «Бриз-М». Стартовая масса «Ангары-А3» планировалась на уровне 480 тонн.
Новая ракета-носитель среднего класса проекта «Союз-5», также известная как «Иртыш», создается с 2016 года. Основные технические характеристики носителя пока не раскрываются. Ранее сообщалось, что в основу носителя ляжет ракета-носитель «Зенит» около 85 процентов комплектующих для которой выпускаются в России. Вторая ступень «Союза-5» получит двигатели РД-0124А.
Начало коммерческой эксплуатации носителя планируется на 2024 год.
В 2016 году сообщалось, что «Роскосмос» планирует отказаться от строительства сверхтяжелого носителя «Ангара-А5В» с кислородно-водородным разгонным блоком (аналогичный планировалось применять и на модифицированной ракете «Ангара-А3/КВСК). Тогда сообщалось, что вместо «Ангары-А5В» планируется разработать новый сверхтяжелый носитель с жидкостными двигателями.
Впрочем, отказа от сверхтяжелой «Ангары» так и не произошло. «Ангара-А5В» является частью российской лунной программы. Ранее Рогозин заявлял, что летные испытания носителя планируется начать в 2026 году.
Василий Сычёв