Румынские энтузиасты инженер Разван Саби и старший научный сотрудник Национального института аэрокосмических исследований Румынии Иосиф Тапосу занялись разработкой летательного аппарата нового класса — «летающей тарелки», способной на вертикальные взлет и посадку и сверхзвуковой горизонтальный полет. Как пишет New Atlas, новая разработка получила название ADIFO (All DIrections Flying Object, всекурсовой летательный аппарат). Первый летный прототип аппарата разработчики уже собрали.
Дискообразная форма планера летательного аппарата не популярна и, несмотря на то, что периодически авиаконструкторы рассматривают возможность создания «летающих тарелок», серийно такие самолеты не выпускаются. Считается, что дискообразная форма планера имеет несколько лучшие аэродинамические характеристики по сравнению с классическими самолетными планерами или схемой «летающее крыло». В частности, в случае «летающей тарелки», весь ее планер полностью создает подъемную силу в горизонтальном полете.
При этом дискообразные летательные аппараты имеют относительно меньший внутренний полезный объем. Кроме того, «летающими тарелками» сложнее управлять из-за особенностей расположения подвижных аэродинамических элементов. За все время в мире разрабатывались около трех десятков проектов дискообразных летательных аппаратов. По некоторым из них разработчики собрали летные прототипы, которые проходили летные испытания. Значительная часть дискообразных аппаратов создавалась в интересах военных.
Прототип румынского дискообразного летательного аппарата ADIFO имеет диаметр 1,2 метра. «Летающая тарелка» оснащена четырьмя электровентиляторами, отвечающими за вертикальные взлет и посадку, и двумя вентиляторами в хвостовой части. Последние отвечают за быстрый горизонтальный полет аппарата. Полноразмерный серийный аппарат, если его разработка будет завершена удачно, вместо хвостовых вентиляторов получит турбореактивные двигатели и сможет, как утверждается, выполнять стабильные полеты на трансзвуковых и сверхзвуковых скоростях.
Вентиляторы, установленные в корпусе ADIFO, оснащены выдвижными обтекателями. В горизонтальном полете они выдвигаются и закрывают вентиляторы, чтобы уменьшить их аэродинамическое сопротивление. Помимо четырех вертикальных и двух горизонтальных вентиляторов прототип «летающей тарелки» получил боковые воздушные сопла — по одному слева и справа. С помощью таких сопел в полете можно резко менять курс летательного аппарата.
Разработчики утверждают, что полноразмерный летательный аппарат ADIFO будет пилотируемым. Они также заявили, что благодаря дискообразной форме планера аппарата на его поверхности при полете на сверхзвуковой скорости будет образовываться меньше ударных волн, а те, что все же сформируются, будут иметь меньшую интенсивность.
В 2012 году Национальный архив США впервые опубликовал секретные чертежи летающей тарелки, разработка которой велась для американских ВВС в 1950-х годах. Разработка велась под обозначением Project 1794. «Летающая тарелка» была рассчитана на вертикальные взлет и посадку. Предполагалось, что она сможет развивать скорость до четырех чисел Маха и выполнять полеты на расстояние до 1,8 тысячи километров на высоте 30 тысяч метров.
Василий Сычёв