Британские исследователи провели метаанализ 51 научной работы, посвященной взаимосвязи между детской и подростковой тревожностью и развитием алкогольной зависимости во взрослом возрасте. Они выяснили, что тревожность в юном возрасте положительно связана с развитием алкогольной зависимости только в 43 процентах случаев. Это не позволяет сделать выводов о причинно-следственной связи, пишут ученые в журнале Addiction.
К развитию алкогольной зависимости и алкоголизму ведут множество причин разного характера: они могут быть генетическими, психологическими и социальными. Например, человек с большей вероятностью начнет выпивать, если в его окружении пьют и другие люди; также многие выбирают алкоголь в качестве некоего «лечения» собственных психологических проблем. Связана алкогольная зависимость и с тревожностью, причем эта связь может быть и двусторонней.
Ученые из Бристольского университета под руководством Мэдди Дайер (Maddy Dyer) решили проверить, как тревожность, которую испытывает человек в детском или подростковом возрасте, влияет на риск развития у него алкогольной зависимости. Для этого они провели метаанализ 51 одной работы, посвященной людям из 11 стран: в них содержалась информация о том, как уровень тревожности в детском или подростковом возрасте отражается на потреблении алкоголя через минимум полгода. Количество участников исследования варьировалось от 110 до 11157 тысяч человек.
Авторам не удалось обнаружить значимой взаимосвязи между проявлением тревожности в юном возрасте и дальнейшим развитием алкогольной зависимости: взаимосвязь между повышенной тревожностью и дальнейшим риском развития алкогольной зависимости, а также с высокой частотой потребления и количеством алкоголя была положительной только в 43 процентах случаев. Это, во-первых, ниже случайного попадания, а, во-вторых, не дает ученым сделать вывод о точной положительной связи.
При этом, уточняют авторы, взаимосвязь все-таки может существовать: вероятность этого они не исключают, но уточняют, что необходимо проводить дополнительные анализы и исследования, изучая сторонние факторы, которые могут влиять на взаимосвязь.
О том, чем хороши и чем плохи метаанализы в качестве методики проведения исследований, вы можете прочитать в нашем блоге.
Елизавета Ивтушок