Археологи выяснили, как был построен древнейший мост в Великом Новгороде, сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН, поступившем в редакцию N+1. Деревянный мост X века, который соединял Славин и Людин концы (районы) города был построен на срубных опорах, а длина пролета моста составляла 17 метров.
Людин (Гончарный) и Неревский концы на левом берегу реки Волхов и Славин конец на правом берегу были одними из древнейших районов, на основе которых появился город. На левом берегу находился Новгородский кремль, а на правом была Торговая сторона. Предположительно, Софийскую и Торговую стороны соединял деревянный мост. Однако первые упоминания о нем есть в не слишком достоверном источнике — Иоакимовской летописи, которая известна только в пересказе историка XVIII века Василия Татищева. В ней упоминается эпизод крещения новгородцев в 991 году: чтобы не допустить миссионеров и христианское войско на левый берег, новгородцы частично разрушили мост и поставили на оставшейся части камнеметы.
Археологические исследования дна Волхова, которые проводятся с 2005 года, подтвердили существование моста. В 2017 году ученые картировали дно реки с помощью многолучевого эхолота, который позволяет получить трехмерную карту. Она показала, что параллельно мосту XII-XIII века на дне есть цепь бугров. В следующем году ученые исследовали один из участков и под культурным слоем XIV-XVI веков обнаружили разрушенную опору неизвестного моста через Волхов. С помощью радиоуглеродного анализа ученые датировали конструкцию 932–946 годами.
Раскопки показали, что Славин и Людин концы в X веке соединял мост на срубных опорах. Четыре из них до сих пор возвышаются над дном, а опоры с Софийской стороны, покрылись грунтом и образовали мелководное плато. «Мы начали копать на мелководном плато, отмерив приблизительно такое же расстояние, как между видимыми опорами, и нашли еще одну опору моста. Это подтверждает, что эти видимые структуры уходят в грунт с Софийской стороны и полностью пересекают реку как опоры мостов», — объясняет руководитель Новгородской подводно-археологической экспедиции Центра подводного археологического наследия ИА РАН Айвар Степанов.
Мост был поставлен на ряжевых опорах. Ряжем называется деревянный сруб, который погружали в грунт, засыпали камнями и/или глиной. Для большей прочности на противоположные концы сруба стягиваются деревянными якорями. Остатки древней опоры, которую открыли археологи представляли собой заполненный камнями квадрат со стороной 6,5 метров. В ряже было семь венцов (горизонтальных рядов). Расстояние между центрами опор составляло 23 метра, то есть пролеты моста были очень длинными — 17 метров. По предположению археологов такие длинные пролеты либо поддерживались промежуточными опорами, либо имели особую конструкцию. «Поставить такие пролеты из дерева — это невероятно сложно. У древнего моста было меньше 15 опор, в то время как у моста XII-XIV веков их было 23. Получается, что пролеты древнего моста были в два раза длиннее», — говорит Степанов.
Возможно, мост служил не только по прямому назначению, но и как фортификационное сооружение. Он был построен на самом узком и глубоком участке Волхова и его притока, Малого Волховца. С помощью моста новгородцы могли контролировать проход судов по Волхову и защищать город в случае необходимости.
В начале этого года специалисты Института археологии РАН рассказали о печатях XI–XVI веков из Великого Новгорода. Среди них были княжеские и церковные печати, а нашли их на территории усадьбы, в которой, возможно, жила княжеская дружина.