Одни из разработчиков технологии редактирования генома CRISPR/Cas, Фэн Чжан и Эммануэль Шарпентье, а также их коллеги из семи стран призвали ввести глобальный мораторий на использование генетического редактирования жизнеспособных человеческих эмбрионов для рождения CRISPR-людей, как это сделал китайский ученый Цзянькуй Хэ. Призыв к мораторию, поддержанный Национальными институтами здоровья (NIH) США, опубликован в журнале Nature.
Хэ ранее заявил, что в ноябре родились близняшки, у которых он попытался создать устойчивость к заражению ВИЧ. Хэ рассказал о своей работе в интервью Associated Press, опубликованной научной статьи о его исследовании или независимых подтверждений до сих пор нет. Китайские власти в январе сообщили о предварительных итогах расследования работы Хэ, подтвердив не только существование близняшек Лулу и Наны, но и еще одну беременность участницы эксперимента, а позднее опубликовали проект методических указаний, регулирующих эксперименты по генетическому редактированию и другим биомедицинским технологиям.
Чжан, Шарпентье и еще 16 ученых, среди которых есть, например, Эрик Лэндер, директор Института Броуд, призывают ввести временный мораторий на эксперименты с генетическим редактированием клеток зародышевой линии человека в клинических целях, то есть для создания генетически модифицированных детей. Сам Чжан уже лично выступал с призывом к аналогичному мораторию сразу после объявления об эксперименте китайского ученого.
Под временным мораторием ограниченного срока действия (уместным они считают пятилетний период) авторы манифеста понимают добровольный отказ от подобных экспериментов, пока не будет уверенно выполняться ряд условий. В числе таких условий, в частности, обязательное информирование международного сообщества и консультации еще до одобрения эксперимента, прозрачный процесс оценки заявки на его проведение и демонстрация консенсуса в обществе по поводу уместности этого эксперимента. «Страны могут выбрать разные пути, но они должны согласиться работать открыто и с уважением к мнению человечества по вопросу, который в конечном итоге касается всего вида», — пишут ученые. Они особо подчеркивают, что мораторий не будет касаться редактирования эмбрионов в научных целях без подсадки их в матку, а также редактирования соматических клеток для лечения заболеваний.
«Хотя технологии в последние несколько лет развивались, редактирование клеток зародышевой линии пока недостаточно безопасно или эффективно, чтобы использовать его в клинических целях... научное сообщество согласно, что для такого применения риск неполучения нужных изменений или возникновения непредвиденных мутаций все еще неприемлемо велик. В этом направлении ведется значительная исследовательская работа», — говорится в документе.
Авторы также проводят различие между генетическим корректированием, призванным защищать от болезней, и генетическим «усилением» выгодных параметров у людей. Если последнее на данном этапе они считают безусловно неприемлемым, то вопрос защиты будущего ребенка от заболеваний, с их точки зрения, более сложен. Они напоминают, что сегодня у пар с высоким риском передачи мутации, вызывающей то или иное заболевание, есть возможность экстракорпорального оплодотворения и предимплантационной генетической диагностики. Ученые считают, что совершенствование этих процедур — пока более безопасный и эффективный путь предотвращения передачи генетических заболеваний.
По мнению авторов манифеста, решения о таких экспериментах не должны приниматься лишь научным сообществом без широкой общественной дискуссии. Кроме того, они призывают всех исследователей или организации, которым стало известно о подобных экспериментах или их планах, предавать эту информацию огласке (ученые особо подчеркивают, что люди, знавшие об экспериментах Хэ, не приложили усилий к тому, чтобы их остановить). Журнал Nature в редакционной статье отмечает, что, возможно, здесь уместна система, аналогичная системе раскрытия информации об экспериментах с потенциальным риском биобезопасности.
Национальные академии наук, медицины и инженерного дела США в своем комментарии воздержались от прямой поддержки моратория, однако отметили, что разделяют опасения авторов манифеста в журнале и уже создали международную комиссию по научным и этическим вопросам редактирования генома человека.
Подробнее о проекте Хэ и о том, чего нам ждать от такой генетической революции, читайте в нашем материале «Исправленная редакция».
Ольга Добровидова