Европейский консорциум Airbus Helicopters разработал новый несущий винт для легкого вертолета H145, благодаря которому грузоподъемность машины удалось увеличить на 150 килограммов. Как пишет Flightglobal, новый винт получил пять лопастей и лишился традиционной втулки с подшипниковыми узлами. Часть технологий, использованных в конструкции нового несущего винта была отработана на демонстраторе экологичного вертолета H135 Bluecopter.
Традиционный несущий винт вертолета представляет собой набор лопастей, которые с помощью шарниров крепятся к втулке. Та в свою очередь соединяется с колонкой несущего винта, а шарниры — с автоматом перекоса, позволяющим управлять шагом винта, а также углами установки лопастей на левой и правой половинах винта. Последнее необходимо для компенсации разницы в величине подъемной силы, возникающей при горизонтальном полете. Обычно несущие винты для легких вертолетов имеют до четырех, реже пяти, лопастей.
В новом несущем винте консорциум Airbus Helicopters отказался от традиционной втулки, заменив ее аэродинамической манжетоподобной конструкцией без подшипниковых узлов, которая крепится напрямую к колонке. Отказ от втулки традиционной конструкции позволил уменьшить массу несущего винта на 53 килограмма. В несущем винте применена технология BlueEdge. Изготовленные с ее применением лопасти винта изгибаются в горизонтальной плоскости в форме волны ближе к законцовкам. Это позволило снизить шумность конструкции, а также уменьшить вибрации.
Из-за снижения вибраций система демпфирования вертолета H145 была полностью удалена. Она представляет собой систему гашения вибраций массой 28 килограммов, установленную под полом в кабине, а также четыре демпфера шасси, гасящих вибрации с частотой около 3 герц. Масса последних составляет 60 килограммов. Система демпфирования необходима для подавления эффекта земного резонанса, опасного для вертолета. Этот эффект проявляется при совпадении гармоник колебаний вращающегося несущего винта и собственных колебаний стоящего на земле вертолета.
Традиционная конструкция легкого вертолета H145 предусматривает использование несущего винта с четырьмя лопастями. Добавление пятой лопасти в новом винте немного увеличило его лобовое сопротивление, однако, по данным конструкторов Airbus Helicopters, оно компенсируется аэродинамической формой нового крепления лопастей. Сами лопасти несущего винта H145 стали короче на 20 сантиметров; их длина теперь составляет 10,8 метра. В целом, благодаря новому воздушному винту максимальная взлетная масса вертолета увеличилась на 100 килограммов до 3,8 тонны.
Airbus Helicopters планирует завершить сертификацию нового несущего винта в 2020 году, после чего он будет серийно устанавливаться на вертолеты H145. В перспективе его могут получить и другие легкие вертолеты консорциума.
Василий Сычёв