Британские психологи выяснили, что прослушивание музыки отрицательно сказывается на способности к креативности при решении задач, связанных с языком. Участники трех экспериментов исследователей хуже справлялись с тестом на ассоциации при включенной музыке: причем как со знакомым текстом, так и с текстом на незнакомом языке и при музыке без слов вообще. Статья опубликована в журнале Applied Cognitive Psychology.
Объективно способность людей к креативности в процессе принятия решений оценивают с помощью специального теста на ассоциации. В различных вариациях такого теста участникам дают набор из мало связанных друг с другом слов и просят найти слово или словосочетание, которое бы могло их связать. Скажем, слова «лимон», «банан» и «груша» можно связать между собой словами «фрукты» и «желтый». Слова «кирпич», «яблоко» и «тарелка» связать сложнее: в тесте предусмотрены как простые варианты, так и сложные, и умение подобрать общее слово для наименее связанных друг с другом по результатам теста считается прямо пропорциональным способности к креативности.
В новой работе с помощью этого теста ученые под руководством Эммы Тредголд (Emma Threadgold) из Университета Центрального Ланкашира решили проверить, как на креативность влияет прослушивание музыки. Участники их исследования пытались выстроить ассоциации в подобранных словах в четырех условиях: при прослушивании музыки с текстом на неизвестном им языке (испанском), при прослушивании мелодии без слов, при прослушивании известной музыки (на английском языке) и без музыки вообще.
Участники проходили разновидность теста на ассоциации, в котором необходимо подобрать общее слово (а также, возможно, в виде префикса или постфикса) таким образом, чтобы его можно было использовать для составления устойчивых выражений или слов (к примеру, в русском языке к словам «владение», «строй» и «вой» можно подобрать «домо-»).
Всего исследователи провели три эксперимента с разными условиями. В первом эксперименте приняли участие 30 человек: им необходимо было пройти тест на ассоциации либо в тихом помещении, либо в помещении, в котором играла музыка на испанском языке. Результаты исследования показали, что наличие музыки существенно (p = 0,004) снижает продуктивность участников во время прохождения теста: в тихом помещении они подбирали общие слова к большему количеству примеров, а также лучше справлялись со сложными вариантами.
Во втором эксперименте (18 участников) ученые использовали музыку без слов. В тихом помещении добровольцы опять же значительно (p = 0,009) лучше справлялись с задачей.
Наконец, в третьем эксперименте (36 участников) ученые использовали музыку со знакомыми участникам словами, а также запись звуков в библиотеке. Оказалось, что музыка вновь снизила производительность участников при прохождении теста. Наоборот, тихое помещение и звуки библиотеки ее повысили. Причем производительность не повышалась даже в том случае, если музыка улучшала настроение участников, а также если сам участник сообщал о том, что предпочитает учиться под музыку.
Авторы пришли к выводу, что способность людей к решению задач, связанных с обработкой текста, может нарушаться при прослушивании музыки из-за того, что их рабочая память оказывается перегружена информацией, которая поступает через слуховые каналы. При этом неважно, есть в музыке слова или нет, как неважно и то, знаком ли язык исполняемой песни. Напротив, библиотечный шум, который не снизил способность участников к решению предложенных им задач, воспринимается как «стабильный» фоновый шум. Разумеется, тест на ассоциации может оценить способность людей к креативности только в рамках решения задач, связанных с обработкой языковых стимулов, поэтому оценить влияние музыки на креативность в решении всех возможных задач и вне языка с помощью него нельзя.
Другой способ объективной оценки креативности — задача на альтернативные применения. Участнику такого эксперимента дают объект и просят придумать для него как можно больше способов применения, которые затем оцениваются как креативные или нет на основе того, насколько они далеки от самого очевидного применения. С помощью такого теста в прошлом году ученым удалось обнаружить нейронные связи, которые отвечают за способность к креативному мышлению.
Елизавета Ивтушок