Итальянская компания CRP Technology, занимающаяся производством элементов корпусов для спортивных мотоциклов и автомобилей, напечатала модель конвертоплана AW609 для продувочных испытаний в аэродинамической трубе. Согласно сообщению компании, модель была напечатана по заказу корпорации Leonardo, разрабатывающей конвертоплан. Благодаря трехмерной печати разработчикам удалось значительно сократить время, необходимое для производства модели.
Традиционно модели для аэродинамических испытаний изготавливаются цельными или составными из металла вручную по заранее подготовленным чертежам. Металл используется при производстве по разным причинам, в том числе благодаря дешевизне и прочности. Изготовление одной модели с учетом всех необходимых элементов может занимать несколько недель. В CRP Technology объявили, что производство сложной составной модели конвертоплана AW609 с поворотными мотогондолами заняло четыре дня.
Основа составной модели AW609 была выполнена из алюминия с помощью фрезерования. Речь идет о каркасе и передних кромках крыла и хвостового оперения. CRT Technology напечатала из углепластика носовую часть конвертоплана вместе с фонарем кабины пилотов, мотогондолы, коки воздушных винтов, воздухозаборники, два варианта законцовки хвостовой балки, обтекатели центроплана, пилоны для подвески топливных баков и сами топливные баки. Печать производилась методом лазерного спекания композитного порошка Windform XT 2.0, представляющего собой углеродно-полиамидную пыль.
Масштаб изготовленной модели составил 1/8,5. Продувочные испытания модели конвертоплана в аэродинамической трубе Миланского технического университета показали, что композитные элементы выдержали нагрузки успешно. После этого CRP Technology напечатали модель конвертоплана AW609 в масштабе 1/6. Эта модель будет проходить продувочные испытания в аэродинамической трубе Исследовательского центра Эймса NASA. Испытания позволят собрать данные для сертификации нового конвертоплана в конце 2019 года.
Разработка AW609 ведется в Италии с 2002 года. Первый полет конвертоплана состоялся в марте 2003 года, а с конца 2014 года Leonardo проводит испытания AW609 на укороченный взлет и вертикальную посадку. Машина создается преимущественно для гражданского рынка — нефтегазовых компаний и частных авиаперевозчиков. AW609 сможет развивать скорость до 275 узлов в самолетном режиме и выполнять полеты на расстояние до 1,4 тысячи километров. Позднее эти параметры могут быть улучшены за счет установки модернизированных двигателей.
После начала серийного производства AW609 машина станет вторым в мире серийным конвертопланом после Bell-Boeing V-22 Osprey. При этом аппарат может стать и первым, поставляемым на экспорт конвертопланом. V-22 пока купило лишь министерство обороны США. Интерес к этой машине в настоящее время проявляют Япония и Израиль.
Василий Сычёв