Международная группа ученых обнаружила подо льдом на северо-западе Гренландии кратер диаметром 36,5 километров. Примечательно, что всего в 183 километрах располагается другой крупный подледный кратер, метеоритное происхождение которого подтвердили в прошлом году. Статья опубликована в журнале Geophysical Research Letters.
Основной враг кратеров — эрозия, которая стремительно перерабатывает рельеф на поверхности земли, оставляя нам мало информации о метеоритах прошлого. Тем не менее, кратеры могут сохраняться на протяжении десятков тысяч лет рельеф консервируется — например, под ледниками Гренландии и Антарктиды. Однако скрытые таким образом от эрозии кратеры становятся скрыты и от исследователей, поэтому новые подледные кратеры ученым удается найти нечасто.
Найденная структура кольцевых пиков с высотами до 100 метров образовалась не менее 75 тысяч лет назад, именно таков возраст перекрывающего ее льда. Исследователи считают, что это, вероятнее всего, метеоритный кратер. Если догадки ученых о метеоритном происхождении кольцевой структуры рельефа окажутся верны, то это будет уже второй метеоритный кратер, который обнаружили под покровным ледником и 22 по величине среди всех земных кратеров. Так как на поверхности ледника в окрестностях нет названных географических объектов, то геологи предложили назвать новый кратер в честь британского гляциолога Стэна Патерсона, который возглавлял первую экспедицию по исследованию данного региона в 1953–1954 годах.
Авторы исследования использовали спутниковые и гравиметрические данные, которые предоставили компания ArcticDEM и NASА. Основную роль сыграла высокоточная модель поверхности покровного ледника и модель подледного рельефа, которые были созданы по данным радиолокационной съемки. Например, учеными было установлено, что толщина льда над предполагаемым кратером составляет более двух километров.
Новый кратер расположен всего в 183 километрах от подледного кратера Гайавата, который ученые обнаружили в 2015 году под одноименным ледником, а его метеоритное происхождение подтвердили совсем недавно. Несмотря на близость и схожие морфологические структуры двух объектов, исследователи не склонны считать, что оба объекта были образованы в результате единого события — падения двойного метеорита или падения двух осколков одного метеорита, которые распались при входе в атмосферу. «Итак, основываясь на имеющихся в настоящее время данных и на нашем моделировании, мы считаем, что второй кратер и кратер Гайавата вряд ли являются результатами двойного столкновения. Такое явление на Земле встречается крайне редко, как среди подтвержденных, так и среди неподтвержденных ударных кратеров», — говорится в заключении статьи.
Отдельную часть исследования ученые посвятили вероятности возникновения среди таких уникальных объектов подобного соседства. Опираясь на данные о количестве и распределении кратеров на поверхности Луны, ученые установили, что, вероятно, на Земле существуют всего одна или две пары крупных неродственных кратеров, разделенных менее чем 183 километрами. Согласно другой математической модели подобное совпадение происходит примерно раз в семь миллиардов лет.
Согласно подсчетам немецкого геолога Томаса Кенкманна на Земле есть еще около 200 метеоритных кратеров, которые неразрушенны эрозией, но пока так и не обнаруженны учеными. Такие данные он получил в результате работы построенной им математической модели, которая основана на статистике метеоритных кратеров на Луне, но учитывает земные процессы эрозии, стирающие кратеры с поверхности планеты.
Николай Горюнов