За последние 90 лет наблюдений один из основных массивов популяций мелких планктонных ракообразных (криль) мигрировал в среднем на 440 километров в сторону более высоких широт. Ученые связывают этот процесс с глобальным потеплением, под воздействием которого меняются их привычные места обитания. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.
В высоких широтах южных морей наиболее явно проявляются последствия глобального потепления. В первую очередь это выражается в таянии вечных льдов, окружающих Антарктиду. Антарктический криль (Euphausia superba) — один из важнейших для морского промысла видов мелких ракообразных (он отличается крупными размерами — до 6,5 миллиметров в длину, в то время как родственные ему виды в 2-4 раза мельче). Кроме того, антарктический криль — важнейший элемент во множестве пищевых цепочек. Он — промежуточное звено между фитопланктоном и хищниками (крилем питаются пингвины, кальмары, киты, альбатросы и многие виды рыб).
В северных частях Атлантического океана исследования по изучению влияния увеличения температуры океана на миграции организмов ведутся давно. Однако данных по плотности распространения антарктического криля до сих пор не хватало. Ученые в рамках международного проекта KRILLBASE собрали все имеющиеся данные о вылове криля с 1926 по 2016 гг. В первую очередь объектом изучения стал один из главных центров обитания антарктического криля — юго-западный сектор Атлантического океана. Исследователи проанализировали более 15 тысяч записей об улове, восстановив множество архивов из 10 стран, занимающихся рыбным промыслом в южных морях. Также отдельно авторы создали базу данных, описывающую размеры выловленного криля, при этом установив параметры, исключающие множество возможных ошибок (например,минимальные размеры для внесения в базу данных - для исключения из выборки личинок).
В проведении нового глобального анализа ученые учли множество проблем, с которыми сталкивались авторы в более ранних исследованиях. В первую очередь это учет поправок на время каждой выборки и поправок на тип используемых в отлове сетей. Для этого был введен эталон условий вылова: сеть площадью 8 квадратных метров, время вылова — ночь на 1 января. В зависимости от соответствия эталону данным присваивались весовые коэффициенты влияния на общий тренд. Также были использованы различные новые методы статистического распределения плотности для более точного выявления вероятных ложных тенденций. Кроме того, ученые учитывали и косвенные факторы, такие как, к примеру, массу новорожденных морских котиков в районах предполагаемого снижения плотности криля.
Из-за активного рыбного промысла в последнее время плотность популяций криля в целом снижается, но исследование выявило следующие тенденции: значительное уменьшение плотности в более теплых водах (потеря до 70 процентов за период с 1976 по 2016 год) и небольшое уменьшение в высоких широтах (почти в два раза меньше ожидаемого снижения в 59 процентов). Это свидетельствует о перемещении большинства популяций на юг. Помимо сильного падения плотности популяций ученые выявили тенденцию увеличения средних размеров особей с юга на север. Это говорит об уменьшении количества молодых особей, что, в свою очередь, свидетельствует о явных нарушениях процессов размножения. Ядро наибольшей плотности криля, по собранным данным ученых, теперь находится на 440 километров южнее, чем 90 лет назад, в непосредственной близости от антарктического шельфа. Вывод о том, что причиной выявленных тенденций стало именно потепление климата, был сделан на основе сравнения с другими районами распространения криля, но менее подверженными глобальным температурным изменениям (в первую очередь с южным сектором Индийского океана): сравнение выявило, что изменение температуры обратно пропорционально тренду плотности.
Авторы исследования отмечают, что причин для уменьшения темпа снижения плотности нет, скорее наоборот: недавно климатологи выявили ускорение потепления воды в океане, что и дальше может вынудить мелких ракообразных перемещаться в более высокие широты.
Пётр Кузнеченко