Китайские власти сообщили о предварительных итогах расследования работы Цзянькуя Хэ, который в ноябре заявил о рождении первых в мире CRISPR-детей: в частности, они подтвердили не только существование близняшек Лулу и Наны, но и еще одну беременность участницы эксперимента. Хэ, по заключению властей, действовал самостоятельно, не информируя никого о своей работе, и грубо нарушил этические нормы и законодательство страны. Об этом пишут китайское государственное агентство «Синьхуа» и газета South China Morning Post.
Ученый заявляет, что в ноябре родились близняшки, у которых он попытался создать устойчивость к заражению ВИЧ, отключив ген CCR5. Хэ рассказал о своей работе в интервью Associated Press, научной статьи о его исследовании или независимых подтверждений пока нет. Вместе с тем, его университет, а также больница, которая якобы одобрила исследования Хэ, заявили, что проводят собственные расследования. Китайская Национальная комиссия по здравоохранению тоже расследует ситуацию, а власти страны официально приостановили работу над экспериментом. Хэ, тем временем, успел объявить, что еще одна участница его исследования уже беременна. В декабре ученого видели в университетской гостинице под охраной людей в штатском из неизвестного ведомства.
Как сообщает Синьхуа, Хэ действовал самостоятельно без внешней помощи, «намеренно избегал надзора» за своим исследованием (не уточняется, какой надзор имеется в виду) и, в частности, подделал результаты этической экспертизы своего эксперимента. Из восьми пар, которые участвовали в проекте Хэ, одна женщина родила близняшек, а еще одна пока беременна.
Власти провинции Гуандон планируют держать детей и мать с пока ещё не родившимся ребенком под медицинским наблюдением, а Хэ, его сотрудники и связанные с проектом организации будут наказаны (какие именно обвинения предъявят ученому и как его накажут, Синьхуа не уточняет, отмечая, что использование CRISPR в репродуктивных технологиях в Китае запрещено).
Подробнее о проекте Хэ и о том, чего нам ждать от такой генетической революции, читайте в нашем материале «Исправленная редакция».
Ольга Добровидова