Исследователи из австралийского Мельбурнского королевского технологического университета под руководством профессора Эдриана Маурица предложили новый метод ремонта поврежденных композитов. Согласно сообщению университета, новая разработка представляет собой полимерный спрей, который можно наносить на место повреждения композита и таким образом ремонтировать его.
Композиционные материалы сегодня широко используются в конструкции различного рода техники: от автомобилей и кораблей до самолетов и ветряных электростанций. Обычно композитные конструкции при повреждениях заменяют. Такой ремонт достаточно дорог.
Поврежденные композиционные детали можно и отремонтировать. Для этого поврежденный участок вырезается из детали, после чего удаленный участок заполняется угле- или стекловолокном и заливается полимерным связующим. Отремонтированная таким образом деталь имеет несколько худшие свойства, чем цельнокомпозитная.
Австралийские исследователи разработали новый полимер по заказу министерства обороны Австралии и командования ВМС США. Этот полимер уже содержит волокна. По словам Маурица, полимер в виде спрея можно нанести на место повреждения композитной детали без сложной предварительной обработки. Его отверждение происходит за десять минут после повреждения.
Полимерный спрей способен заполнять повреждения. Другие подробности о разработке пока не раскрываются. Следует отметить, что речь, вероятно, идет лишь о ремонте механических поперечных повреждений, проходящих через несколько или все слои композиционного материала. При расслаивании композита или локальном взаимном сдвиге его слоев ремонт полимерным спреем вероятнее всего будет невозможен.
Ранее британская компания ELG Carbon Fibre объявила о разработке метода отжига композиционных материалов для удаления из них полимера и последующего использования термически очищенного углеволокна в производстве композитных деталей для автомобилей.
Василий Сычёв