Чтобы удержать рост глобальной средней температуры в пределах полутора градусов в этом столетии, человечеству нужно начинать строить исключительно «зеленую» энергетическую и транспортную инфраструктуру уже с конца 2018 года: в этом случае вероятность безопасного исхода составит 64 процента, а если, к примеру, начать в 2030 году — уже менее 50 процентов. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.
Средняя глобальная температура планеты сейчас примерно на один градус превышает значения середины XIX века, так называемого доиндустриального периода. Принятое в 2015 году Парижское соглашение предполагает, что благодаря ограничению выбросов парниковых газов рост температуры, вызванный антропогенным воздействием на климат, не превысит два градуса Цельсия — это считается относительно безопасным порогом, при котором последствия изменения климата будут не такими серьезными. При этом развивающиеся страны, особенно уязвимые для неблагоприятных последствий изменения климата, настаивают, что потепление нужно ограничить ещё сильнее — до полутора градусов. Однако реалистичность такой цели часто ставят под сомнение.
Кристофер Смит (Christopher Smith) из Университета Лидса и его коллеги использовали климатическую модель FaIR (Finite Amplitude Impulse Response) для того, чтобы понять, какое потепление уже неизбежно с учетом имеющейся инфраструктуры на основе ископаемого топлива и разных темпов отказа от нее. Ученые разработали несколько сценариев, в которых за следующие 30-50 лет, начиная с конца 2018 года, эта инфраструктура по истечении срока работы заменялась бы на безуглеродные альтернативы, с разными параметрами роста численности населения, экономического роста и спроса на энергию.
Авторы статьи никак не комментируют реалистичность такого предположения об инфраструктуре, отмечая, что по этому поводу есть разногласия. К примеру, за последние 20 лет доля возобновляемых источников энергии в мире выросла с близкой к нулю лишь до 3,6 процента по данным доклада BP Международного энергетического агентства, доля пассажирских электромобилей в мире в 2017 году составила 0,3 процента.
Расчеты исследователей показали, что если реализовать такой сценарий постепенной замены с конца 2018 года, вероятность того, что потепление к концу столетия действительно удастся ограничить полутора градусами, составляет 64 процента, тогда как если отложить такие меры до 2030 года (период, до которого у большинства стран уже сформирована климатическая политика, которая не предполагает этих мер), эта вероятность падает ниже 50 процентов.
«В нашей статье мы показываем, что ограничение роста температуры полутора градусами пока еще возможно с геофизической точки зрения: лишь в 9 процентах смоделированных состояний этот предел превышается, если гипотетически полностью прекратить выбрасывать в атмосферу парниковые газы с конца 2018 года. Даже если нынешняя инфраструктура заменяется на безуглеродную в конце срока эксплуатации, ограничить потепление полутора градусами можно (если исключить сильные положительные обратные связи вроде таяния многолетней мерзлоты или сведения лесов)», — заключают ученые.
Ранее другая группа ученых показала, что даже если человечество выполнит Парижское соглашение, средняя температура на Земле все равно может вырасти еще на 3-4 градуса из-за того, что изменения, вызванные «безопасным» уровнем потепления, могут запустить другие процессы, которые будет тяжело или невозможно остановить.
Ольга Добровидова