Специалистам НПО имени Лавочкина с четверга не удается установить связь и передать команды на борт космического радиотелескопа «Радиоастрон», сообщил N+1 руководитель научной программы проекта, член-корреспондент РАН Юрий Ковалев. По его словам, за это время было предпринято четыре безуспешные попытки связаться с аппаратом, очередная намечена на середину дня в воскресенье. Вместе с тем, астрономы фиксируют сигнал с борта спутника — несущую частоту 8 гигагерц, это означает, что энергия на борту аппарата есть и его научная аппаратура работает.
Самый большой в истории космический радиотелескоп «Радиоастрон» с 10-метровой антенной (он был включен в книгу рекордов Гиннеса), работает на орбите с 2011 года, и он уже значительно перекрыл первоначально отведенный ему срок службы — пять лет. Главная задача аппарата — интерферометрические наблюдения активных ядер галактик, пульсаров, квазаров, межзвездных газовых облаков. Чтобы получить высокое разрешение, астрономы проводят наблюдения с помощью космических и наземных радиотелескопов, а затем «складывают» полученные данные. Сегодня «Радиоастрон» — единственный российский научный космический аппарат.
«По программе работы сеансы связи со спутником проходят каждые трое суток. Проблемы возникли во время сеанса, который проходил с девяти до 12 утра в четверг. Именно во время этого сеанса связи не удалось включить передатчик на борту. То есть, с утра четверга у нас нет телеметрической информации с аппарата. С этого момента были четыре попытки провести сеанс связи, как с помощью антенны в Медвежьих озерах под Москвой, так и с помощью антенны в Уссурийске, последний прошел около полудня в пятницу. Следующая попытка будет предпринята в воскресенье», — сказал Ковалев.
Он пояснил, что для сеансов управления и получения телеметрии используется передатчик и приемник с ненаправленными антеннами — это несколько «морковок», которые разбросаны по спутнику так, что они закрывают все направления. Так сделано, чтобы спутник был на связи в любом пространственном положении. В обычной ситуации этот радиокомплекс работает только на прием, ненаправленные антенны ничего не излучают — иначе можно сжечь высокочувствительные усилители в фокусе главного зеркала (если они будут включены). Поэтому первая команда, которую передают во время сеансов управления — это команда на включение передатчика. Именно это команда и не прошла.
Однако, добавил ученый, косвенные признаки указывают, что энергия на борту спутника есть, и его научная аппаратура работает.
На борту «Радиоастрона» есть и второй передатчик, ВИРК (высокоинформативный радиокомплекс), оснащенный полутораметровой направленной антенной. Он решает две задачи: передает на Землю научные данные и телеметрию, объем которой не позволяет передавать ее через ненаправленную антенну, а кроме того, обеспечивают синхронизацию бортовых часов с наземными.
Для передачи научных данных служит полоса 15 гигагерц, и для того, чтобы передача прошла нормально, полутораметровая антенна ВИРК должна быть точно ориентирована на наземную приемную станцию. Для синхронизации служит канал 8 гигагерц — по нему передается только несущая частота, очень узкополосный (и поэтому очень мощный) постоянный сигнал. ВИРК включен постоянно.
В четверг днем после сеанса управления должны были идти научные наблюдения, наземные радиоантенны попытались принять данные. Станция слежения отработала по программе. «Сигнал 15 гигагерц они не увидели, но 8 гигагерц увидели. Это значит, что на спутнике питание есть, научная аппаратура жива, выдает 8 гигагерцовый сигнал», — сказал Ковалев.
Он подчеркнул, что специалисты НПО имени Лавочкина продолжат попытки связаться с аппаратом, методы приведения его в чувство еще не исчерпаны.
О научных результатах, полученных «Радиоастроном», читайте в нашем материале «Поймать хвост ящерицы».
Сергей Кузнецов