Во время очередных испытаний ракетного двигателя RS-25 произошла авария, из-за которой испытания были остановлены. Четыре двигателя RS-25 будут использоваться в первой ступени сверхтяжелой ракеты-носителя SLS, первый полет которой запланирован на середину 2020 года. Трансляция испытаний проходила на сайте NASA, ее запись доступна на YouTube.
RS-25 — это жидкостный ракетный двигатель замкнутой схемы, использующий жидкий водород в качестве топлива и жидкий кислород в качестве окислителя. Он развивает тягу 1670 килоньютонов на уровне моря, а в аварийных ситуациях допустимо увеличение тяги еще на девять процентов. Изначально RS-25 создали для многоразовых космических кораблей проекта Space Shuttle. На каждом шаттле было установлено три таких двигателя, которые получали топливо и окислитель от внешнего бака. За 135 полетов кораблей такого типа произошла лишь одна авария, которая привела к остановке двигателя в полете.
Поскольку двигатель доказал свою надежность и эффективность, NASA решило использовать его в качестве основных двигателей перспективной ракеты SLS. В программе SLS будут использоваться две модификации RS-25. Во время первых четырех полетов на SLS будут устанавливать RS-25D, оставшиеся с программы Space Shuttle. В дальнейшем на SLS будет применяться новая и более дешевая в производстве модификация RS-25E, не адаптированная для многоразового использования.
Перед использованием двигателей в реальных полетах NASA проводит тестовые прожиги, имитирующие работу во время полета. Последний тест проходил 12 декабря в космическом центре Джона Стенниса в американском штате Миссисипи. Вскоре после начала работы двигателя у его основания появилось пламя, из-за чего специалисты остановили испытания. Также незадолго до остановки в двигателе появились сильные вибрации.
Пока NASA не уточняет причины случившегося, а также не раскрывает, где произошла неполадка — в двигателе или в системе подачи топлива на испытательном стенде. Кроме того, неизвестно, какая именно модификация RS-25 проходила испытания, однако, вероятно, этот двигатель не предназначен для использования во время первого полета SLS, который многократно переносился и на данный момент запланирован на июнь 2020 года. При этом, если авария связана с конструктивными особенностями двигателя RS-25, это может повлиять на дату первого полета SLS, несмотря на то, что в ней будут использоваться другие экземпляры двигателей.
Помимо жидкостных ракетных двигателей RS-25 сверхтяжелая ракета SLS будет использовать на старте твердотопливные боковые ускорители, которые так же, как и RS-25, основаны на технологиях программы Space Shuttle. Первые испытания ускорителя прошли в 2015 году, а вторые и последние перед первым полетом ракеты — в середине 2016 года.
Григорий Копиев