Бразильская авиастроительная компания Embraer совместно с Аэрокосмическим центром Нидерландов (NLR) и Германским аэрокосмическим центром (DLR) провели испытания системы, способной прогнозировать возникновение флаттера в режиме реального времени. Как пишет Aviation Week, новая система состоит из сети датчиков растяжения и давления и вычислительного блока. Испытания системы прогнозирования флаттера признаны успешными.
Флаттером называют самовозбуждающиеся незатухающие автоколебания конструкции самолета, возникающие при достижении критической скорости. Эта скорость зависит от самой конструкции самолета. Разработчики рассчитывают конструкцию летательного аппарата так, чтобы скорость возникновения флаттера была несколько выше предельной скорости полета летательного аппарата. Тем не менее, в пикировании или при сильных порывах ветра флаттер может возникать на меньших скоростях полета. При резонансе автоколебаний конструкции летательный аппарат может разрушиться.
Существует несколько приемов предотвращения флаттера, которым обучают летчиков, однако они не всегда позволяют справиться с этим явлением. С флаттером авиаконструкторы впервые столкнулись в 1930-х годах, когда происходил интенсивный рост максимальных скоростей полета по мере изобретения новых двигателей и новых конструкций воздушных винтов. С освоением реактивной авиации число летных происшествий, причиной которых стал флаттер, стало увеличиваться.
Embraer совместно с нидерландским и германским аэрокосмическими центрами занималась разработкой системы прогнозирования флаттера на протяжении последних нескольких лет. В рамках проекта с использованием технологий машинного обучения был разработан алгоритм, анализирующий данные с датчиков растяжения и давления о вибрациях и способный составить достоверный прогноз о дальнейшем развитии или затухании этих колебаний и времени возникновения флаттера. Подробности о работе алгоритма не уточняются.
Испытания системы прогнозирования флаттера проводились в аэродинамической трубе на макете самолетного полукрыла, которое было изготовлено из стеклопластика. Его исследователи обклеили множеством датчиков растяжения и давления. Скорость воздушного потока во время испытаний составила 0,7-0,9 числа Маха. В настоящее время исследователи занимаются анализом полученных данных. Результаты анализа будут использованы для доработки системы.
С начала 2010 года NASA занимается разработкой беспилотника X-56A, который используется для испытания новых технологий активного подавления флаттера. Полет первого образца аппарата состоялся в июле 2013 года. Беспилотник X-56A сконструирован по схеме «полукрыла» с удлиненным гибким крылом выраженной стреловидности с относительно узкими практически по всей длине консолями и имеющим массивные корневые наплывы в хвостовой части фюзеляжа.
Само крыло аппарата оснащено значительными по площади законцовками, которые позволяют повысить подъемную силу на конце и снизить вихревое сопротивление, возникающее при срыве воздушного потока. Крыло беспилотника выполнено гибким и может несколько изменять свою форму в ответ на возникающие колебания, тем самым подавляя флаттер. X-56A имеет размах крыла 8,5 метра и массу 217 килограммов, из которых 40,8 килограмма приходятся на два реактивных двигателя JetCat.
Василий Сычёв