Число новых случаев туберкулеза в мире в 2017 году составило 10 миллионов, снизившись на два процента по сравнению с предыдущим годом, а в России на пять процентов, сообщает в своем докладе Всемирная организация здравоохранения. Смертность от этой болезни также снижается, однако пока для глобального искоренения туберкулеза к 2030 году делается недостаточно, считают представители организации.
Доклад подготовлен в преддверии совещания высокого уровня ООН по проблеме туберкулеза, которая пройдет в Нью-Йорке 26 сентября. Во встрече примут участие 50 глав государств и правительств. По оценкам ВОЗ, с 2000 года в мире удалось предотвратить 54 миллиона смертей от туберкулеза, однако глобально на него все еще приходится больше всего смертей от инфекционных заболеваний.
В 2017 году от туберкулеза умерло 1,6 миллиона человек, в том числе 300 тысяч людей с ВИЧ: с 2000 года число смертей от туберкулеза среди ВИЧ-положительных людей снизилось на 44 процента, среди ВИЧ-отрицательных — на 29 процентов. Число новых случаев заболевания составило 10 миллионов, снизившись на два процента, при этом в отдельных регионах снижение идет быстрее, например, в Европе и Африке, где в 2013-2017 годах заболеваемость снижалась на пять и четыре процента в год соответственно. Две трети всех новых случаев приходится на восемь стран: Индию, Китай, Индонезию, Филиппины, Пакистан, Нигерию, Бангладеш и Южную Африку.
ВОЗ особо отмечает, что в России, где в ноябре прошлого года прошла глобальная конференция по искоренению туберкулеза, активные усилия государства привели к быстрому снижению числа смертей (13 процентов) и новых случаев заболевания (пять процентов). По данным организации, смертность от туберкулеза на 100 тысяч человек в России в 2017 году составила 7,3 человека, общее число случаев — примерно 60 на 100 тысяч человек. Охват лечением в России оценивается в 98 процентов.
Острой, по данным ВОЗ, остается проблема лекарственной устойчивости туберкулеза: по крайней мере 558 тысяч человек в 2017 году заразились формой туберкулеза, устойчивой к рифампицину, самому эффективному противотуберкулезному препарату первой линии. У большинства этих людей туберкулез имеет множественную лекарственную устойчивость одновременно к рифампицину и изониазиду. Эффективность лечения туберкулеза с МЛУ оценивается в 55 процентов.
ВОЗ также отмечает, что примерно 3,6 из 10 миллионов человек, заразившихся туберкулезом, не знают о своем диагнозе либо не учтены в официальной статистике. Охват лечением составляет лишь 64 процента — для достижения глобальной цели по искоренению заболевания он должен составить 90 процентов к 2025 году. По оценкам организации, на предотвращение и лечение туберкулеза бедным странам в 2018 году не хватало около 3,5 миллиарда долларов, при этом если не принимать мер, к 2022 году этот разрыв увеличится до 6,1 миллиарда в год. На разработку вакцин, новых методов диагностики и лечения требуется еще 1,3 миллиарда долларов в год.
В конце 2017 года американские ученые предложили способ диагностировать туберкулез по анализу мочи. Годом ранее свой чувствительный метод экспресс-диагностики туберкулеза, подходящий для применения в развивающихся странах, представили американские и южноафриканские исследователи.