Специалисты Учебного авиационного командования ВВС США совместно с представителями американской компании Beechcraft объявили, что сумели установить причину эпизодов плохого самочувствия и потери сознания летчиками легких турбовинтовых штурмовых самолетов T-6 Texan II. Как сообщает Defense News, причиной этих эпизодов специалисты признали резкие колебания уровня кислорода в дыхательной смеси, подаваемой в кабину пилота и его маску, из-за чего летчики могли испытывать гипоксию или гипокапнию.
Эпизоды плохого самочувствия или кратковременной потери сознания среди летчиков штурмовых самолетов T-6 Texan II периодически фиксируются с самого момента их принятия на вооружение в 2001 году. Серия из нескольких таких эпизодов была зарегистрирована в январе 2018 года, после чего командующий ВВС США на весь февраль приостановил полеты T-6. В июне полеты таких самолетов также приостанавливались на сутки. В числе симптомов, о которых сообщали летчики штурмовых самолетов, были головокружение, помутнение и даже кратковременная потеря сознания.
По итогам расследования причин возникновения таких эпизодов, проводившегося на протяжении последнего полугода, военные пришли к выводу, что их причиной стал более частый, чем изначально оценивалось, выход из строя фильтрующей и клапанной подсистем бортовой системы генерации кислорода на самолетах T-6. В полете эта система через систему фильтров с нанотрубками отфильтровывает кислород из поступающего воздуха, а затем подмешивает его в дыхательную смесь, подаваемую в кабину и маску летчику.
Из-за выхода из строя фильтрующей или клапанной подсистем неправильно начинает работать программное обеспечение, управляющее системой генерации кислорода, из-за чего та начинает завышать или, наоборот, занижать подмешивание кислорода в дыхательную смесь. В первом случае летчик начинает испытывать гипокапнию, а во втором — гипоксию. Гипокапнией называется состояние при недостаточном уровне углекислого газа в крови, а гипоксией — недостаточный уровень кислорода. Оба этих состояния имеют схожую симптоматику, включая головокружение, тошноту, помутнение и потерю сознания.
В ближайшее время планируется развернуть работы по перепроектированию бортовой системы генерации кислорода, которые должны будут завершиться в течение двух-четырех лет. Пока будет разрабатываться улучшенная система генерации кислорода, специалисты Beechcraft доработают ее программное обеспечение таким образом, чтобы даже при сбое подсистем уровень кислорода в дыхательной смеси не претерпевал резких изменений. Доработка программного обеспечения уже началась.
Для некоторых типов американских боевых самолетов случаи возникновения симптомов гипоксии у летчиков очень часты. Помимо штурмовиков T-6, речь идет об истребителях F-22 Raptor и F/A-18E/F Super Hornet, а также учебных самолетах T-45 Goshawk. Выявить какую-либо систему в возникновении гипоксии на последних трех типах самолетов или выяснить причины этого состояния у летчиков пока не удалось. Иногда гипоксия приводит к потере управления самолетом и гибели летчика.
Василий Сычёв