Европейский авиастроительный концерн Airbus объявил о намерении оснастить один из трех своих ролкеров (грузовое судно с горизонтальными погрузкой и разгрузкой через носовую или кормовую аппарель) парусной тягой. Как пишет The Wall Street Journal, благодаря этому концерн планирует сократить ежегодные топливные расходы по меньшей мере на один миллион евро и уменьшить выбросы углекислого газа на восемь тысяч тонн. Если эксперимент окажется успешным, то на парусную тягу будут переведены все ролкеры концерна, с помощью которых он перевозит детали своих самолетов.
Долгое время паруса на флоте были основным средством, позволяющим преобразовать энергию ветра в энергию поступательного движения. Этот способ передвижения судов и кораблей по воде довольно надежен и не требует дополнительных затрат, но имеет несколько недостатков. В частности, на крупных судах парусное вооружение не способно обеспечить большую скорость хода. Кроме того, в штиль паруса становятся бесполезны.
Проект концерна Airbus предполагает использование кайта в качестве паруса. Площадь этого воздушного змея, связанного с судном выпускаемым тросом, составит 500 квадратных метров. Кайт планируется установить на ролкер «Виль де Бордо». Как ожидается, грузовое судно с парусным вооружением в 2021 году с авиационными деталями отправится из Европы в Мобил в американском штате Алабама, где в настоящее время производится сборка нескольких типов пассажирских самолетов Airbus.
Помимо кайта на судне будет установлена система из погодных датчиков. Предполагается, что на большую воду судно будет выходить с помощью собственных двигателей. Затем, если система погодных датчиков определит ветер, она подаст капитану сигнал выпустить кайт. По маршруту эта же система будет давать рекомендации по корректировке направления движения и подъема кайта, чтобы извлечь максимальную пользу из энергии ветра. При выпущенном парусе собственные двигатели судна можно будет остановить.
Разработчиком кайта для судов является компания Airseas, «дочка» Airbus. Ее разработка получила название Seawing. По оценке разработчиков, использование кайта для приведения судна в движение позволит сократить расход топлива в среднем на 20 процентов. Помимо Seawing площадью 500 квадратных метров компания также разработала кайт площадью одна тысяча квадратных метров для больших грузовых судов. В настоящее время компания проводит переговоры с несколькими перевозчиками об установке парусного вооружения на их суда.
В конце прошлого года китайская судостроительная корпорация Guangzhou Shipyard International спустила на воду электрический балкер (судно для перевозки различных грузов насыпью). Полностью электрическое судно планируется использовать для перевозки угля между двумя речными портами на реке Чжуцзян. Длина балкера составляет 70,5 метра, ширина — 13,9 метра, а высота борта — 4,5 метра. Судно с осадкой 3,3 метра оснащено аккумуляторной сборкой из ионисторов и литий-ионных батарей емкостью 2,4 мегаватт-час. Они питают два электромотора мощностью 160 киловатт каждый с прямым приводом на гребные винты.
Электрический балкер способен развивать скорость до семи узлов, а дальность его хода составляет около 50 морских миль (около 92 километров). Водоизмещение балкера составляет две тысячи тонн.
Василий Сычёв