Маленькие дети, вероятно, способны отличить лидера, которому другие подчиняются из уважения, от агрессора, указания которого выполняются из страха, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Первые годы своей жизни ребенок проводит преимущественно в обществе своих родителей. Поэтому ученые задаются вопросом, способны ли дети понимать общие принципы взаимодействия в социуме, где индивиды могут быть в той или иной степени неравны между собой. Исследования показывают, что испытуемым младшего возраста доступна концепция «группы»: они по-разному реагируют на внутригрупповые и межгрупповые взаимодействия. Однако психологам неизвестно, понимает ли ребенок, что такое вертикальная иерархия и неравенство.
Чтобы выяснить это, группа под руководством Франческо Маргони (Francesco Margoni) из Иллинойского университета в Урбане-Шампейне провела серию экспериментов с участием 96 детей в возрасте около 21 месяца. Исследователи показывали детям короткий мультик, в котором главным героем был либо лидер, либо агрессор, либо просто приятный персонаж. Он давал указание небольшой группе, которая могла им последовать или не подчиниться. Психологи наблюдали реакцию испытуемых на разные действия героев, регистрируя продолжительность их взгляда. Этот метод часто используется в экспериментах с маленькими детьми, так как они пока что не могут сообщить о своих ощущениях и мыслях. Считается, что младенцы дольше смотрят на события, которые противоречат их ожиданиям.
Предварительно ученые проверили, что характеры персонажей будут понятны детям. Для этого они показали мультик 20 студентам, которые должны были сопоставить героев с описаниями. После этого группа Маргони приступила к испытаниям.
В первом эксперименте, главный герой, который был показан как лидер или агрессор, давал приказ («Идите спать!») трем другим персонажам. Затем он покидал сцену, и после этого они либо продолжали следовать его указаниям, либо нет. По предположению психологов, в случае с лидером дети должны были ожидать, что остальные герои будут подчиняться ему и после исчезновения из кадра, так как его власть основана на уважении. В случае с агрессором, у испытуемых, по мнению ученых, не должно быть таких ожиданий. Они могли продолжить делать то, что от них требовали, чтобы обезопасить себя, а могли не подчиниться, так как им больше не угрожает физическая расправа.
Как и ожидалось, испытуемые смотрели на происходящее дольше, если лидер уходил из кадра, а оставшиеся герои не следовали его приказам. При этом для агрессора психологи не заметили подобных отличий: длительность взгляда была примерно одинаковой в любых условиях. Дополнительное испытание показало, что дети будут ожидать выполнения указаний в случае, если хулиган остается в кадре.
В следующем эксперименте ученые хотели убедиться, что они правильно интерпретируют полученные результаты. Возможно, реакции младенцев основывались не на понимании властных отношений, а на простой симпатии. На этот раз психологи показывали детям мультик с участием позитивного героя. Сначала он появлялся в кадре и здоровался с группой играющих в мяч персонажей. Они здоровались в ответ и давали ему игрушку, после чего главный герой покидал место действия. Затем он возвращался и отдавал приказ идти спать.
Ученые предположили, что если дети судили о происходящем с точки зрения симпатии, то они должны были ожидать, что персонажи мультика продолжат подчиняться, даже когда главный герой уйдет из кадра, потому что он им нравится. Если дети смотрели на события с точки зрения властных отношений, то неподчинение приказу не должно было вызвать у них противоречий. Эксперимент показал, что дети действительно могут понимать, какой персонаж имеет силу над другими. Они ожидали, что после ухода доброго героя из кадра, остальные вернутся к своим делам.
Недавно ученые выяснили, что желание взять на себя ответственность за благосостояние других — важное качество, которое отличает лидеров. Исследование показало, что чем ниже у человека «отвращение к ответственности», тем выше его лидерские способности.
Кристина Уласович