Американская компания Lockheed Martin подготовила проект значительной модернизации истребителя F-22 Raptor, предполагающий доработку планера самолета и установку на него бортового радиоэлектронного оборудования истребителя F-35 Lightning II. Как пишет Defense One, поставка в войска модернизированной версии F-22 позволит существенно сэкономить средства на разработке нового боевого самолета, который сможет действовать в зонах с ограничением и воспрещением доступа и маневра (anti-access/area denied environment, зоны A2/AD).
Зонами A2/AD американские военные называют, в том числе, воздушные пространства, в которых крайне сложна или вовсе невозможна работа современной военной авиации. Речь идет не только о противодействии систем противовоздушной обороны и авиации противника, а также постоянном спутниковом наблюдении и условиях, при которых поставка запчастей и провизии значительно затруднена или вовсе невозможна. В понятие зон A2/AD также входит отсутствие американского политического и финансового влияния в регионе.
В Пентагоне полагают, что в ближайшие несколько лет число таких зон в мире станет гораздо больше, чем сегодня; это значительно затруднит защиту американских интересов за рубежом. К числу стран, занимающихся активным созданием закрытых зон американские военные относят Россию и Китай, разрабатывающие новые комплексы противовоздушной и противоракетной обороны, а также системы радиоэлектронной борьбы и радиолокационные станции.
Согласно проекту Lockheed Martin, на F-22 в первую очередь планируется поставить систему управления полетными заданиями истребителя F-35 с оптимизированным под Raptor программным обеспечением. Кроме того, проект предполагает использование в модернизированной версии F-22 новых радиопоглощающих и маскирующих покрытий. Некоторые элементы планера истребителя также могут перепроектированы с учетом использования новых композиционных материалов. Другие подробности проекта пока не раскрываются. Программа уже была представлена руководству ВВС США.
Истребители F-22, разработанные в первой половине 1990-х годов, считаются наиболее совершенными боевыми машинами на вооружении ВВС США и регулярно проходят модернизацию. При этом в самолетах используется множество уже устаревших систем, включая центральный вычислительный блок истребителя, который построен на базе процессора Intel i960MX с тактовой частотой 100 мегагерц. В каждом таком блоке используются два процессора, отвечающие за обработку данных с внешних сенсоров и управление.
В середине 2015 года командование ВВС США решило оснастить истребители F-22 нашлемными дисплеями с целеуказанием и системой планирования. Разработку этих устройств планируется завершить к 2020 году. Благодаря нашлемным дисплеям летчики смогут получать информацию со всех датчиков F-22 и вооружения без опускания глаз на приборы. Согласно требованию военных, нашлемные дисплеи не должны ограничивать обзор летчика. Система отображения информации на нашлемном дисплее должна быть полностью совместима с системой катапультирования из истребителя, включая быстрое отсоединение кабелей.
Василий Сычёв