Командование ВМС США объявило о намерении заказать разработку и установку на самолеты систем, которые бы могли в режиме реального времени отслеживать и передавать диспетчерам данные физиологического мониторинга летчиков и скорости их восприятия. Как пишет Aviation Week, с помощью новой системы военные планируют сократить число случаев летных происшествий, связанных с помутнением или потерей сознания из-за гипоксии, нарушения кровообращения и других физиологических расстройств, а также при перегрузке.
В морской авиации США летчики боевых и учебных самолетов относительно часто сталкиваются с различными эпизодами гипоксии, точную причину которых установить пока не удается. По статистике, с 1 ноября 2013 года по 31 октября 2014 года на флоте фиксировались 70,98 случая гипоксии у пилотов истребителей F/A-18 Hornet на каждые сто тысяч летных часов. Для сравнения, с 1 ноября 2005 года по 31 октября 2006-го на каждые сто тысяч летных часов приходились 5,84 случая гипоксии. В 2016 году были зафиксированы 38 случаев гипоксии у летчиков учебных самолетов T-45 Goshawk и 21 случай — в 2017-м.
Новая система физиологического мониторинга должна быть установлена на все палубные истребители F/A-18 Hornet/Super Hornet и учебные самолеты T-45. Согласно требованию военных, система мониторинга скорости восприятия и физиологических параметров организма летчика не должна каким-либо образом вмешиваться в работу системы подачи дыхательной смеси, поддержания давления в кабине, подачи воды, а также влиять на функционирования летного костюма. Первые переговоры о разработке системы с американскими компаниями начнутся в конце сентября текущего года.
Ранее американские военные предполагали, что эпизоды недомогания, гипоксии, потери или помутнения сознания среди летчиков могут быть связаны с неправильной работой систем генерации кислорода. Такие, в частности, установлены на истребителях F/A-18. Предполагалось, что в полете в дыхательную смесь могут попадать посторонние газы, включая продукты сгорания топлива. В настоящее время американская компания Cobham, поставляющая системы генерации, проводит исследование работы этих систем.
На несколько тестовых самолетов установлены газоанализаторы отбираемого двигателями забортного воздуха, дыхательной смеси, подаваемой в маску летчика, выдыхаемого пилотом воздуха и воздуха в кабине. Кроме того, для исследования собираются данные обо всех параметрах работы бортовых систем, отвечающих за дыхание летчика. В кабинах пилотов также установлены системы отслеживания давления, которые позволят обнаружить частичную разгерметизацию.
Между тем, с 2016 года Институт по отработке приемов выживания ВМС США включил в подготовительный тренажерный курс летчиков морской авиации тренинг по самоконтролю в случае развития гипоксии. В рамках этого курса обучающиеся будут использовать портативное устройство с дыхательной маской, способной уменьшать подачу кислорода. С помощью такого устройства летчики научатся распознавать симптомы гипоксии, а также выполнять ряд действий при искусственно созданном недостатке кислорода.
Василий Сычёв