Офшорные зоны помимо сокрытия доходов и ухода от налогов также играют роль нанесении экологического ущерба, так как через них идет финансирование вырубки амазонских лесов и нелегального рыболовства. Исследование опубликовано в журнале Nature Ecology and Evolution.
Офшорные зоны — юрисдикции, в которых действует особый режим регистрации, лицензирования и налогообложения компаний. С их помощью можно законно снижать выплаты налогов, скрывать источники доходов и истинных владельцев активов. Авторы нового исследования, Виктор Галаз (Victor Galaz) из Стокгольмского центра устойчивости и его коллеги, пишут, что в своем исследовании они впервые системно изучили влияние офшорных зон на окружающую среду.
«Наш анализ показывает, что использование офшорных зон — это не только общественно-политическая и экономическая, но и экологическая проблема. Хотя само по себе использование таких юрисдикций законно, секретность финансовой информации мешает анализировать то, как потоки финансирования влияют на экономическую активность «на местах» и ее экологические последствия», — сказал Галаз, которого цитирует пресс-служба центра.
В статье авторы рассматривают два крупных кейса: биологические ресурсы Мирового океана и тропические леса Амазонского региона. В первом случае они обобщили данные Интерпола и региональных организаций, регулирующих рыболовство, и установили, что 69,9 процента судов, замеченных в незаконном рыболовстве, ходят под флагом той или иной офшорной зоны. При этом всего в мире на офшорные зоны приходится 4,4 процента судов. Такой высокий процент нарушителей связан с тем, что многие офшорные юрисдикции, в частности, Панама и Белиз, одновременно служат «удобными флагами» для упрощенной регистрации и низких расходов на эксплуатацию судов. Эти страны, помимо прочего, не наказывают суда и судовладельцев, пойманных на незаконной деятельности, отмечают авторы статьи.
Во втором случае авторы проанализировали данные Центрального банка Бразилии за 2000-2011 годы (в это время раскрытие информации об иностранном финансировании было обязательным). Ученые показали, что 68 процентов, или 18,4 миллиарда долларов, иностранного финансирования мясного животноводства и выращивания сои — двух секторов сельского хозяйства, которые традиционно связывают с вырубкой лесов в Амазонском регионе, — приходились на офшорные юрисдикции. Крупнейшим источником финансирования для этих отраслей стали острова Кайман в Карибском море, офшорная зона, в которой зарегистрированных компаний в два раза больше, чем местных жителей.
Ученые подозревают, что, скорее всего, офшорные зоны задействованы и в других опасных для окружающей среды видах деятельности, например, незаконной вырубке леса и торговле дикими животными — эти вопросы, по их мнению, требуют дополнительного изучения. Они также призывают детальнее разобраться, как такие юрисдикции позволяют обходить природоохранное законодательство, и считать потери налоговых доходов от офшоров непрямым субсидированием сомнительных с экологической точки зрения операций.
Ольга Добровидова