Компания Rolls-Royce представила проект разработки микророботов, предназначенных для автоматизированной диагностики состояния авиационных двигателей и их ремонта. Инженеры компании работают над несколькими версиями роботов, в том числе шагающим микророботом с камерой и робозмеей для нанесения термобарьерных покрытий.
Современные авиационные турбовентиляторные двигатели состоят из большого количества деталей, которые должны собираться с помощью специалистов высокого класса. Поскольку демонтировать двигатель с крыла и разбирать его для диагностики и ремонта дорого и долго, разработчики двигателей и операторы авиационной техники используют методы диагностики и ремонта, позволяющие проводить некоторые операции прямо в смонтированном двигателе. Тем не менее, такой ремонт и осмотр внутренних конструкций двигателя все равно требует высококлассного специалиста и времени, а также может производиться только на земле.
Компания Rolls-Royce представила на авиасалоне в Фарнборо проект по созданию роботов, способных упростить эти операции. Три из этих разработок пока существуют в виде концепта, а одна из них в виде реального прототипа.
Робот SWARM имеет размер около сантиметра и несколько ног, а также камеру. Предполагается, что несколько таких роботов будут запускаться в двигатель с помощью гибкого робоманипулятора, а затем будут перемещаться по двигателю и в реальном времени передавать изображение с камеры оператору, который сможет оценить состояние деталей. Робот FLARE представляет собой аналогичный гибкий робоманипулятор, но будет использоваться для осмотра внутренних поверхностей двигателя и нанесения термобарьерного покрытия в месте повреждений.
Кроме того, инженеры представили проект робота INSPECT, который будет устанавливаться в двигатель и работать во время полета. Он будет представлять собой выдвижную камеру, которая позволит отслеживать состояние некоторых деталей прямо во время полета. Корпус робота будет защищен от воздействия горячего воздуха в двигателе. Предполагается, что в каждом двигателе будет находиться множество таких устройств, следящих за определенными зонами двигателя.
Также Rolls-Royce представила работающий прототип роботизированного аппарата для осмотра лопаток компрессора двигателя и снятия напряжений в местах повреждений. Он состоит из корпуса и выдвигаемого тонкого манипулятора с камерой, светодиодом для подсветки и вращающимся наконечником для стачивания кромки лопатки. Аппарат подключен к удаленным специалистам-операторам, которые берут на себя диагностику и ремонт, а специалистам на месте необходимо будет только закрепить аппарат на двигателе.
Специалисты из Rolls-Royce и Ноттингемского университета, который также участвовал в разработке, провели испытания аппарата на одиннадцати лопатках. После этого они провели измерения и выяснили, что средняя разница между расчетной и фактической величиной стачивания оказалась равной 0,064 миллиметра.
Российские разработчики авиационной техники также занимаются упрощением ее диагностики. Например, в прошлом году Лаборатория Фонда перспективных исследований России завершила разработку системы контроля состояния конструкции летательных аппаратов, работа которой похожа на работу нервной системы животных. Она состоит из множества оптических волокон, которые позволят определять точное место повреждения за счет измерения скорости прохождения лазерного луча по волокну.
Григорий Копиев