Армия США заключила с американским стартапом Uptake Technologies контракт на установку и испытания системы искусственного интеллекта, способной автоматически диагностировать боевые машины и с высокой степенью вероятности предсказывать поломку тех или иных их узлов, агрегатов и оборудования. Как пишет The Washington Post, по условиям сделки новую систему получит пара десятков боевых бронемашин M2A3 Bradley. Если проверки признают успешными, новую систему получат все Bradley, а также некоторые другие типы военной техники.
В настоящее время диагностикой строевых военных машин занимаются техники. Как правило, такая работа сводится к проверке каждой машины, поступающей по регламенту на техническое обслуживание, и устранению обнаруженных неполадок. Замена частей машин также производится по регламенту, чтобы снизить вероятность их поломки во время эксплуатации. В исключительных случаях допускается сверхсрочная эксплуатация тех или иных узлов и агрегатов машин; в этом случае их остаточный ресурс прогнозируется исходя из опыта обслуживающего техника.
По условиям контракта, стоимость которого составляет один миллион долларов, Bradley получат систему, которая будет анализировать различные показатели работы оборудования на основе данных, передаваемых по бортовой диагностической сети. Дополнительных датчиков установлено не будет. В частности, новая система займется оценкой работы двигателей бронемашин. Согласно сообщению Uptake Technologies, система будет получать данные о температуре охлаждающей жидкости двигателя и частоте вращения коленвала и постоянно сравнивать эти показатели с показателями с аналогичных двигателей, уже вышедших из строя.
Диагностическая система уже используется на некоторых производственных участках нескольких крупных компаний, включая авиастроительный концерн Boeing и корпорации по производству спецтехники Catterpillar. В целом эксплуатация и обучение системы проводится на протяжении последних трех лет. В Uptake Technologies утверждают, что за это время был накоплен колоссальный объем данных. Их анализ позволил создать диагностическую систему, способную с высокой точностью прогнозировать тип и время поломки того или иного узла или агрегата.
В настоящее время автоматической диагностической системой оснащены истребители F-35 Lightning II. Эта система получила название ALIS. В полете система отслеживает состояние всех узлов и агрегатов боевого самолета и вычисляет их остаточный ресурс. Во время обслуживания на земле система автоматически формирует список запчастей, которые в ближайшее время могут потребовать замены, — этот список передается технику при каждом послеполетном осмотре самолета.
Василий Сычёв