Американские ученые выяснили, что потребление пищи и напитков, а также просмотр видео, могут принести большее удовольствие в том случае, если потребление происходит необычным способом. В статье, опубликованной в журнале Personality and Social Psychology Bulletin, сообщается, что, к примеру, попкорн кажется вкуснее, если его есть палочками для еды.
Удовольствие от потребления (еды, напитков или медиа-контента) напрямую зависит от новизны объекта. Люди зачастую отдают предпочтение проверенным объектам потребления, но со временем теряют удовольствие при его потреблении, привыкая к нему. С другой стороны, новые объекты потребления заставляют людей оценивать их более подробно и тщательно, погружаясь в процесс. Соответственно, повысить удовлетворение от потребления можно, совместив привычные и любимые объекты с новыми способами их потребления.
На основании этой гипотезы Эд О'Брайен (Ed O'Brian) из Чикагского университета и Роберт Смит (Robert Smith) из Университета штата Огайо предположили, что удовольствие от известных закусок, напитков и видео будет выше в том случае, если их потребляют (или смотрят) необычным способом.
В первом эксперименте приняли участие 68 человек, которых разделили на две группы и дали небольшую горсть готового попкорна одного из четырех вкусов на выбор. Первую группу попросили есть попкорн по зернышку руками, а вторую — палочками для еды, после чего просили их оценить свое удовлетворение от закуски по шкале от 1 до 9. Выяснилось, что тем, кто ел палочками, попкорн нравился больше. После этого эксперимент повторили еще раз для того, чтобы убедиться в том, что результаты не обусловлены тем, что группа, которая ела попкорн палочками, в целом любит его больше. В этот раз показатели были примерно равными, из чего ученые сделали вывод о том, что попкорн нравится людям больше, если его есть палочками: но только в том случае, когда такой способ потребления новый.
Во втором эксперименте приняли участие 300 человек, разделенных на три группы. Эксперимент был похож на первый, только вместо попкорна использовалась вода. Участников попросили придумать как можно больше способов необычного питья воды: к примеру, из термокружки с трубочкой или из миски как кошка. После этого участников одной группы просили пить воду по глоткам, причем каждый раз — новым способом, оценивая удовлетворение от каждого глотка. Участникам из второй группы назначили под одному случайному способу и попросили делать глоток с помощью него. Третья группа пила воду обычным способом — из стакана. Ученые выяснили, что среднее удовлетворение от воды, которую пили разными необычными способами, было выше.
Наконец, в третьем эксперименте ученые трижды включали участникам видео: первые два раза они смотрели его обычным способом (сидя перед экраном), а в третий раз — либо через очки, сделанные руками, либо сидя вверх ногами. В каждом случае участников также просили оценить, насколько хорошо они смогли погрузиться в просмотр: ученые предположили, что, несмотря на новизну, удовольствия от просмотра будет меньше, если способ будет как-то мешать просмотру. Выяснилось, что участникам больше понравилось смотреть фильм через очки, сделанные руками, а вот вверх ногами — меньше.
Затем последний эксперимент провели еще раз, показав видео участникам краудсорс-платформы Amazon Turk, которые получили инструкцию смотреть видео либо обычным способом, либо через очки-руки, либо вверх ногами. После просмотра участникам предлагали оставить свой электронный адрес для получения копии видео для скачивания. Участники, которые смотрели видео через очки-руки, оставляли свой электронный адрес чаще.
На основании результатов проведенных экспериментов ученые делают вывод о том, что удовольствие от потребления напрямую зависит от способа потребления. Авторы, поэтому, советуют не отказываться от когда-либо любимых вещей, а взглянуть на них под новым, необычным углом.
Есть и другие способы повысить удовлетворение от ежедневной деятельности. К примеру, ученые выяснили, что фотографирование какого-либо процесса может сделать его приятнее.
Елизавета Ивтушок