Фонд перспективных исследований России приступил к разработке демонстратора технологий автономного необитаемого подводного аппарата с большой продолжительностью работы. Об этом, как сообщает «Интерфакс», заявил заместитель генерального директора фонда Игорь Денисов. По его словам, в ходе одного из испытаний этот подводный робот должен будет пройти по Северному морскому пути, причем часть маршрута пройдет подо льдами.
Северный морской путь — кратчайший водный маршрут из Европы в Азию. Его длина составляет около 14 тысяч километров. В настоящее время не существует ни одного подводного робота, который мог бы преодолеть такое расстояние самостоятельно. По словам Денисова, для того, чтобы робот мог проплыть по Северному морскому пути, его автономность должна составлять не менее 90 суток. В рамках проекта демонстратора технологий автономного необитаемого подводного аппарата планируется создать новые энергетические установки для роботов.
Как ожидается, непосредственно аппарат будет представлен в конце 2019 года. Тогда же начнутся его морские испытания. На первом этапе подводный робот будет оснащен обычной аккумуляторной сборкой. На втором этапе планируется сделать гибридную энергетическую установку, в которой для выработки энергии для подзарядки батарей и питания двигателя и бортовых систем, возможно, будет использоваться двигатель Стирлинга. На третьем этапе двигатель Стирлинга планируется заменить другой системой «с использованием, возможно, и водорода».
По словам Денисова, разработчики намеренно из экологических соображений не планируют оснащать нового подводного робота атомной энергетической установкой. Сперва подводный робот с большой продолжительностью работы будет проходить испытания в Черном море, в котором дальность его автономного плавания постепенно доведут до двух тысяч километров. Затем аппарат уже переведут на Север.
В конце 2016 года российский концерн «Океанприбор» представил новую систему подводного позиционирования для роботов. Система получила название «Позиционер». Ее планируется использовать для организации локальных подводных навигационных зон вокруг районов нефте- и газодобычи. Первая такая система, как ожидается, появится рядом с газодобывающей морской платформой «Приразломная». В состав системы входят несколько гидроакустических буев, устанавливаемых вблизи дна. Эти буи оснащены системой спутниковой связи и навигации «Гонец-Д1М», работающую с сигналами ГЛОНАСС.
В новой системе неподвижно установленные буи определяют собственные координаты по спутниковым сигналам и передают их в виде акустических сигналов подводным роботам. Получив эти сигналы сами роботы уже способны вычислить свое положение. По данным разработчиков, вся система способна работать на глубинах до восьми километров. Помимо подводных буев для системы «Позиционер» созданы еще два типа буев. Так, плавающие буи можно будет использовать в местах с небольшими глубинами, а вмораживаемые в лед устройства — в условиях Арктики.
Василий Сычёв