Шведская компания Volvo Penta, занимающаяся разработкой и производством судового оборудования и двигателей, построила и успешно испытала самошвартующуюся яхту. Испытания яхты проводились во время одного из этапов кругосветной регаты Volvo Ocean Race, проходившего в середине июня 2018 года в Гетеборге в Швеции.
Швартовка представляет собой сложный процесс подхода судна к причальной стенке или пирсу и его крепление с помощью тросов, называемых также швартовными концами. Швартовка требует много внимания и опыта, поскольку может производиться в тесноте и при волнении моря. Система автоматической швартовки позволяет существенно упростить этот процесс.
Согласно сообщению Volvo Penta, ее яхта оборудована системой GPS и несколькими датчиками точного позиционирования, которые передают данные о положении судна с учетом сигналов от датчиков, установленных на причале. Автоматический процесс швартовки требует минимального вмешательства со стороны капитана.
В целом самошвартовка яхты производится в три этапа. При подходе к причалу яхта получает сигнал от датчиков на берегу и сообщает на мостик о готовности к автоматической швартовке. Если капитан подтверждает швартовку, яхта уже самостоятельно позиционируется и подходит к причалу, после чего ее остается только закрепить швартовными концами.
По оценке Volvo Penta, повсеместное использование новой системы автоматической швартовки позволит более плотно швартовать суда, увеличивая вместимость стоянок. Испытания системы проводились на моторной яхте длиной 20,7 метра. Во время проверок яхта автоматически пришвартовалась между двумя парусными яхтами Volvo Ocean 65, длина каждой из которых составляет 22,1 метра.
Сегодня итальянская компания Astra Yacht предлагает покупателям своих судов опцию BPA (Boat Parking Assistance, помощь в швартовке судна). Эта система существенно упрощает управление моторной яхтой на малом ходу во время швартовки. В частности, система автоматически корректирует управление яхтой с поправкой на ветер и течение.
Василий Сычёв