Российско-финская экспедиция, организованная финской поисковой группой Subzone и российской экспедицией «Поклон кораблям Великой Победы», нашли на дне Финского залива эсминец «Яков Свердлов». Как сообщает ТАСС, останки корабля лежат на глубине почти 80 метров недалеко от эстонского мыса Юминда, где во время Второй мировой войны располагалось одноименное немецко-финское минное заграждение. Поисковики идентифицировали эсминец по названию на корме.
Корабль нашли во время гидролокационного обследования дна командой Subzone, которую возглавляет Имми Валлин. 16 июня 2018 года российские и финские поисковики погрузились к останкам корабля — его корпус разломлен на две части, причем носовая часть перевернута килем вверх. Корма с орудиями и надстройкой лежит на киле. В ближайшее время к находке планируется совершить несколько погружений, чтобы более детально осмотреть ее.
Найденный эсминец был построен в 1911 году, а в 1913-м — вошел в состав Российского флота. Корабль получил имя «Новик». Он стал предсерийным эсминцем типа «Новик» и имел отличную от серийных кораблей конструкцию, которая была доработана по итогам испытаний. «Новик» при длине 102 метра и ширине 9,5 метра имел водоизмещение около 1,4 тысячи тонн. Он был способен развивать скорость до 37,3 узла, являясь самым быстрым в мире кораблем периода Первой мировой войны.
«Новик» был вооружен четырьмя 102-миллиметровыми скорострельными артиллерийскими установками, а также четырьмя пулеметами калибра 7,62 миллиметра. Кроме того, на корабле были установлены четыре двухтрубных торпедных аппарата калибра 457 миллиметров и установка для постановки якорных мин. «Новик» считается лучшим эсминцем Первой мировой войны. Он был первым эсминцем с паротурбинными двигателями и котлами высокого давления российской постройки.
Эсминец участвовал практически во всех боевых действиях на Балтике во время Первой мировой войны. В мае 1916 года на корабле держал флаг Александр Колчак, служивший тогда в звании контр-адмирала. Колчак командовал ударной группой из трех эсминцев — «Новик», «Гром» и «Победитель». В 1926 году «Новик» вошел уже в состав советского флота, получил имя «Яков Свердлов» и прошел капитальный ремонт и модернизацию, занявшие три года.
В августе 1941 года «Яков Свердлов» принял участие в Таллинском переходе — прорыве группы советских кораблей из Таллина в Кронштадт. Эсминец в числе нескольких других кораблей отвечал за эвакуацию защитников Таллина. Во время перехода «Яков Свердлов» в сопровождении крейсера Киров» подорвался на мине и затонул. Погибли 114 человек из числа экипажа и пассажиров, включая 1-го председателя Совета Народных Комиссаров Эстонской ССР Йоханнеса Лауристина.
В Таллинском переходе приняли участие в общей сложности 225 кораблей и судов Краснознаменного Балтийского флота. Из Таллина в Кронштадт тогда добрались 163 корабля и судна. Больше десятка кораблей было потеряно на траверзе мыса Юминда. Эвакуация кораблей и людей проводилась при постоянном действии немецкой авиации. При переходе погибли около восьми тысяч человек.
Василий Сычёв