Ученые зарегистрировали увеличение выброса ХФУ-11, известного хладагента, который оказывает разрушительное действие на озоновой слой планеты, сообщается в журнале Nature. Производство этого вещества было запрещено в середине 1990-х годов.
В 1987 году представители 46 стран подписали Монреальский протокол, в котором вводилось ограничение на производство и торговлю веществами, разрушающими озоновый слой Земли. К тому времени роль хлора и брома в воздействии на стратосферный озон уже была доказана, и в приложение к протоколу были включены бромсодержащие галоны и хлорфторуглероды, в число которых вошел и трихлорфторметан, или ХФУ-11. Этот фреон долгое время использовался в промышленности, а также в бытовых и медицинских препаратах в аэрозольных упаковках. Копенгагенская поправка, принятая в 1992 году, установила срок окончания производства и потребления ХФУ-11 — 1 января 1996 года.
Группа исследователей под руководством Стивена Монтцка (Stephen A. Montzka) из Национального управления океанических и атмосферных исследований в США отслеживала изменение содержания хлорфторуглеродов в атмосфере и заметила, что скорость снижения концентрации ХФУ-11 оказалась заметно меньше ожидаемой. В 1980-е годы на планете производилось около 350 тонн трихлорфторметана ежегодно, однако в 2000-х это число сократилось до 54 тонн. С 2002 по 2012 годы атмосферное содержание ХФУ-11, производство которого к тому моменту уже остановилось, уменьшалось со скоростью 0,85 ± 0,10 процента в год. По оценкам исследователей, это значение должно было быть более высоким при соблюдении всех рекомендаций Монреальского протокола. В 2015−2017 году ситуация только ухудшилась: скорость падения концентрации ХФУ-11 в атмосфере снизилась в два раза, до 0,4 ± 0,1 процента в год. В то же время увеличилась и ранее наблюдавшаяся разница между содержанием трихлорфторметана в Южном и Северном полушарии планеты.
Группа Монтцка предлагает несколько объяснений происходящим процессам. Вклад могут вносить атмосферные течения, которые переносят хлорфторуглероды в стратосферу — однако это не объясняет до конца столь резкое изменение скорости снижения содержания ХФУ-11 в воздухе. Кроме того, концентрация озонразрушающих газов всегда была несколько выше в Северном полушарии, чем в Южном, так как там располагалось основное производство. Увеличение разницы между двумя областями планеты указывает на то, что дело, скорее всего, не только в движении ветра, но и в том, что в Северном полушарии возрос выброс ХФУ-11. Кроме того, измерения погодной обсерватории на Мауна-Лоа показали сильную корреляцию между ростом концентрации ХФУ-11 и некоторых газообразных промышленных отходов. Таким образом, наблюдаемый всплеск характерен не только для трихлорфторметана.
Воздушные течения могут объяснять снижение скорости сокращения хлорфторуглерода в атмосфере лишь частично — менее чем на 50 процентов. Модель, построенная учеными на основе наблюдений, показала, что количество ХФУ-11 скорее всего возросло в Восточной Азии. Дополнительный выброс 6,5 — 13 тонн хладагента в 2014-2016 годах объяснил бы отклонение от теоретических предсказаний. Монтцка и его коллеги не называют конкретную страну, в которой бы мог производиться трихлорфторметан, так как для этого недостаточно данных. Однако исследователи уверены, что всему виной незарегистрированное в ЮНЕП производство.
Не так давно эффективность Монреальского протокола была официально подтверждена. Климатологи из NASA измерили химический состав атмосферы над Антарктидой и показали, что уменьшение концентрации галогенсодержащих газов приводит к снижению скорости роста озоновой дыры. Однако несмотря на то, что общая площадь озоновой дыры над Антарктидой в последние годы сокращается, уровень озона в умеренных и тропических широтах продолжает медленно снижаться.
Кристина Уласович