Несколько мировых разработчиков авиационной техники на ежегодной конференции Uber Elevate в Лос-Анджелесе представили новые концепты электрических аэротакси, которые в будущем могут быть взяты американской компанией Uber Technologies в качестве основы при создании новых летательных аппаратов. В частности, новые разработки на конференции представили бразильская компания Embraer, словенская Pipistrel Aircraft, американская Karem Aircraft, а также конструкторское подразделение Uber Technologies.
Uber Technologies на протяжении последних пары лет занимается реализацией концепции аэротакси, подразумевающей быструю воздушную перевозку пассажиров в городе и пригороде электрическими или гибридными летательными аппаратами с вертикальными взлетом и посадкой. Разработкой таких аппаратов в рамках программы, помимо Embraer, Pipistrel и Karem, также занимаются американские компании Aurora Flight Sciences, Bell Helicopter и Mooney International.
Как сообщает Flightglobal, в рамках конференции экспериментальное подразделение Embraer X бразильской Embraer представило концепт вертолетоподобного электрического аэротакси. Предполагается, что машина получит короткое крыло, на законцовках которого будут размещены две балки. На этих балках будут установлены по четыре электромотора с несущими воздушными винтами. Они будут обеспечивать вертикальные взлет и посадку.
Аэротакси Embraer X сможет выполнять полеты и по-самолетному. В горизонтальном полете подъемная сила машины будет обеспечиваться ее крылом, а за движение будет отвечать хвостовой толкающий воздушный винт. Разработчики утверждают, что предварительное проектирование аэротакси ведется с учетом повышенной безопасности полетов. Корпус планируется хорошо звукоизолировать, чтобы в полете звук вращающихся воздушных винтов не утомлял пассажиров.
В свою очередь Pipistrel Aircraft представила проект электрического летательного аппарата с вертикальными взлетом и посадкой, планер которого выполнен по схеме «смешанное крыло». Она представляет собой разновидность аэродинамической схемы «летающее крыло». В отличие от последнего в «смешанном крыле» фюзеляж четко выражен и за счет плавных наплывов переходит в консоли крыла. У «летающего крыла» фюзеляж редуцирован, а его роль играет само крыло, несущее все агрегаты, грузы и экипаж.
Перспективную машину разработчики планируют оснастить хвостовым толкающим воздушным винтом, приводимым от электромотора. Кроме того, аппарат получит скрытые в планере движители, которые позволят «смешанному крылу» осуществлять вертикальные взлет и посадку. Следует отметить, что на представленном Pipistrel Aircraft концепте какие-либо воздуховоды или обтекатели двигателей вертикального взлета не видны. В словенской компании утверждают, что новое аэротакси будет иметь низкий расход энергии.
Компания Karem Aircraft на конференции Uber Elevate показала концепт электрического аэротакси-конвертоплана. Оно получит вертолетный фюзеляж, крыло и удлиненное V-образное хвостовое оперение. На крыле и на хвостовом оперении будут установлены по два электромотора, приводящих воздушные винты. Угол установки самих винтов будет изменяться для вертикального или горизонтального полета. В компании утверждают, что перспективная машина получит большие воздушные винты и низкооборотистые моторы. Предполагается, что такое решение позволит снизить шумность аэротакси и уменьшить расход энергии в полете.
Наконец, конструкторское подразделение Uber Technologies представило концепт электрического аэротакси eCRM-003. Этот летательный аппарат может получить самолетный фюзеляж, к которому будут присоединены два крыла — переднее и заднее. К законцовкам переднего крыла и к средней части заднего будут прикреплены две балки с электромоторами и несущими винтами в передней части. Кроме того, на законцовках заднего крыла будут установлены по одной мотогондоле с электромоторами и несущими винтами в задней части.
Всего машина получит четыре несущих воздушных винта, которые будут отвечать за вертикальные взлет и посадку. В хвостовой части на законцовке киля планируется разместить электромотор с тянущим воздушным винтом, который будет отвечать за горизонтальный полет. В полете по-самолетному несущие винты будут отключаться, а подъемную силу будут обеспечивать крылья. Вероятно, такая схема летательного аппарата позволит разместить аккумуляторные батареи в балках и мотогондолах, высвободив больше места для пассажиров внутри фюзеляжа.
Программа аэротакси Uber Elevate стартовала в 2016 году. Она предполагает создание не только самих летательных аппаратов, но и сети аэротакси. Компания планирует использовать четырехместные летательные аппараты, которые смогут выполнять не менее двух полетов в день на расстояние до 97 километров. Электрические аэротакси должны иметь аккумуляторы такой емкости, чтобы одной их зарядки помимо полета хватало на два вертикальных взлета и две посадки продолжительностью около минуты.
Перспективные аэротакси должны выполнять полеты на скорости от 130 до 174 узлов (от 240,7 до 322,2 километра в час) на высоте от 305 до 610 метров. Продолжительность зарядки аккумуляторных батарей летательных аппаратов должна составлять около пяти минут (каким образом планируется добиться этого показателя, пока неизвестно). Демонстрационные полеты в рамках программы Uber Elevate планируется провести в 2020 году, а уже в 2023-м — приступить к коммерческим полетам.
Василий Сычёв