Агентство перспективных оборонных разработок министерства обороны США (DARPA) разрешило американской компании Aurora Flight Sciences использовать прототип военного 24-моторного гибридного беспилотника XV-24A LightningStrike в качестве основы для проекта аэротакси. Как пишет Flightglobal, разрешение распространяется и на те технологии, разработка которых ведется за счет государственного финансирования.
Согласно полученному разрешению, американская компания при разработке нового аэротакси сможет использовать все или некоторые наработки, полученные по проекту XV-24A. В частности речь идет о системе распределения мощности между электромоторами и электрической двигательной установке.
В Aurora Flight Sciences заявили, что первые полноразмерные прототипы нового аэротакси будут представлены уже в 2020 году. Тогда же планируется провести их летную презентацию, включая централизованное управление из диспетчерского центра. В компании также заявили, что она сможет начать поставки серийных пилотируемых аэротакси к 2023 году.
При этом в Aurora Flight Sciences отметили, что беспилотные версии аэротакси на базе XV-24A появятся гораздо позже 2023 года. Это связано с отсутствием правил, описывающих полеты беспилотной пассажирской авиации, а также сертификационных процедур для беспилотных аэротакси.
Разработка беспилотника XV-24A ведется компанией Aurora Flight Sciences с 2016 года. Первый полет уменьшенного прототипа аппарата состоялся в апреле 2016 года, спустя еще год разработчики завершили его летные испытания.
XV-24A, способный на вертикальные взлет и посадку и полет по-самолетному, получил 24 электровентилятора: 18 из них расположены в крыле по девять в левой и правой его консолях, а остальные шесть — в переднем горизонтальном оперении, по три с обеих сторон.
Уменьшенный прототип для испытаний разработчики собрали преимущественно из напечатанных на 3D-принтере деталей. Масса аппарата составляет 147 килограммов из которых 54,4 килограмма приходятся на литий-ионные аккумуляторы. Прототип способен находиться в воздухе не более пяти минут и развивать скорость до ста узлов (185,2 километра в час).
В 2019 году планируется начать летные испытания полноразмерного образца XV-24A. Масса этого аппарата составит 5,4 тонны. Он получит один турбовальный двигатель AE1107C, который будет соединен с тремя генераторами. Эти генераторы будут питать электровентиляторы, приводы поворотных крыла и переднего оперения (XV-24A выполнен по типу конвертоплана), а также бортовое оборудование.
Согласно предварительным расчетам, LightningStrike сможет развивать скорость до 400 узлов (около 741 километра в час). Масса полезной нагрузки беспилотника составит 40 процентов от его максимальной взлетной массы. Согласно утверждению разработчика, аэродинамическое качество беспилотника будет около десяти, против 5-6 у современных аппаратов с вертикальными взлетом и посадкой.
Василий Сычёв