Техники авиабазы ВВС США «Трэвис» в Калифорнии приступили к испытаниям двух промышленных лазеров Clean Laser мощностью 300 и 1000 ватт. Как сообщает Defense Aerospace, лазерные установки используются для удаления старой краски и коррозии с наземной аэродромной техники. В случае, если испытания признают успешными, техники с других авиабаз также начнут использовать лазеры для очистки деталей машин.
В настоящее время снятие старой краски и удаление коррозии с металлических элементов в ВВС США производятся с помощью пескоструйных установок и шлифовальных машин. Это оборудование позволяет надежно очищать детали, но имеет несколько серьезных недостатков. В частности, вместе с краской или ржавчиной они удаляют и часть неповрежденного металла.
Кроме того, во время пескоструйной обработки и шлифовки «затираются» следы более серьезных повреждений, например, начинающихся трещин. Эти повреждения впоследствии обнаруживаются с помощью систем неразрушающего контроля. В целом весь процесс очистки и проверки деталей машин занимает значительное время.
В гражданской промышленности лазеры уже несколько лет используются для очистки различных заготовок от коррозии или деталей от краски. В частности, лазерные установки Clean Laser с лазерами разной мощности были представлены одноименной немецкой компанией еще в 2015 году. Эти установки с помощью лазеров сжигают слой краски или ржавчины, не удаляя подлежащий неповрежденный металл.
В вооруженных силах лазерные установки пока не используются. Одной из причин этого, в частности, является дороговизна военного оборудования — при снятии краски лазер, например, может повредить защитную анодировку металла. Испытанием лазерных установок Clean Laser на авиабазе «Трэвис» занимается 60-я эскадрилья технического обслуживания авиационной техники.
В настоящее время лазерные установки используются для очистки деталей систем кондиционирования, гидравлических тележек и электрогенераторов. Кроме того, начаты испытания воздействия чистящих лазеров на некоторые детали самолетов. В частности, проверки проводятся на демонтированной панели стратегического транспортного самолета C-5M Super Galaxy.
По утверждению техников, лазеры существенно упростили работу и уменьшили список элементов персональной защиты, которую необходимо надевать при обработке деталей. Если раньше техникам приходилось надевать защитные очки, респираторы, звукоизолирующие наушники и специальные костюмы, то теперь можно ограничиваться очками, наушниками и перчатками.
В 2016 году техники ВВС Израиля начали использовать ультразвуковое диагностическое оборудование для поиска возможных трещин в конструкции крыльев истребителей F-16C/D Barak. Благодаря новому оборудованию процедура стала занимать в 180 раз меньше времени. Ультразвуковые системы позволяют обследовать самолет всего за четыре часа, вместо одного месяца, как раньше.
После выявления трещин техники при помощи переносного фрезерного станка протачивают концы трещин, чтобы остановить их распространение и снять напряжение металла. Кроме того, на поврежденные места накладываются заплатки. Благодаря такому обследованию и ремонту простой истребителей на земле сведен к минимуму.
Василий Сычёв