Вариативность в способности к эмпатии объясняется генетической предрасположенностью к некоторым психическим состояниям, в том числе к шизофрении. Это выяснила группа ученых из Великобритании и Дании в ходе исследования на генетическом материале около 46 тысяч участников проекта 23andMe. Статья опубликована в журнале Nature Translational Psychiatry.
Становление эмпатии в основном связывают с ранними этапами развития: способность определять чувства другого человека и соответствующе на них реагировать во многом зависит от воспитания и социального взаимодействия в детском возрасте. Тем не менее, различия в эмпатии зависят не только от внешних факторов: например, способность к сопереживанию у женщин выше, чем у мужчин. Кроме того, разную способность к эмпатии также связывают с наличием различных психических заболеваний и расстройств: при аутизме, например, способность к понимаю состояния другого человека ослабевает, в то время как способность к оказанию эмоциональной поддержки (еще одна важная составляющая эмпатии — аффективная) задета меньше.
Именно вовлеченность этих факторов в индивидуальную способность к эмпатии позволило ученым вынести предположение о том, что ее развитие может быть обусловлено биологически, а именно — фенотипически, то есть зависеть от генетических вариаций. Для того, чтобы изучить это, ученые под руководством Саймона Барона-Коэна (Simon Baron-Cohen) из Кэмбриджского университета провели полногеномный поиск ассоциаций на генетическом материале 46861 европейца: 24543 женщин и 22318 мужчин.
Показатель способности к эмпатии сообщался участниками лично с помощью небольшого опросника, состоящего из описания 60 ситуаций: по результатам этого опроса участникам присваивался балл от 0 до 80, где бóльший балл связан с большей способности к проявлению эмпатии.
Ученые обнаружили один генетический маркер, объясняющий вариативность в способности к эмпатии вне зависимости от пола: однонуклеотидный полиморфизм интрона кодирующего белок гена TMEM132C. Кроме того, исследователи также выяснили, что значимые различия в генетических вариациях между мужчинами и женщинами с разными показателями по шкале эмпатии отсутствуют: при этом показатели женщин по этой шкале были значительно выше, чем у мужчин. По мнению ученых, это указывает на то, что фенотипические различия в способности к эмпатии между представителями двух полов объясняются факторами окружающей среды, а не генетически.
Авторы затем изучили связь между различиями в показателях шкалы эмпатии с генетическими маркерами психологических качеств и психиатрических состояний. Так, оказалось, что вариативность в способности к эмпатии отрицательно коррелирует с аутизмом, а положительно — с предрасположенностью к развитию шизофрении, анорексии, а также с повышенной экстраверсией.
Таким образом, ученым не только впервые удалось обнаружить генетические маркеры, отвечающие за вариативность в способности к эмпатии, но, что более важно, — показать связь эмпатии с предрасположенностью к развитию психических заболеваний и состояний на генетическим уровне. В будущем, по мнению ученых, это может помочь не только в лучшем понимании связи между способностью сопереживать и психикой человека, но также и использоваться в диагностике.
От способности к эмпатии также зависит и индивидуальная способность к проявлению просоциального поведения. Недавно ученые показали, что к нему также больше предрасположены женщины: система вознаграждения их головного мозга в ответ на помощь другим активируется сильнее, чем у мужчин.
Елизавета Ивтушок