Ученые из Великобритании обнаружили, что чем выше социальный статус самца обыкновенного фазана, тем быстрее он учится. Фазанов неоднократно помещали перед двумя тоннелями, закрытым и открытым, чтобы птицы запомнили, в каком из них есть выход. Оказалось, что треть самых доминантных самцов на 40 процентов лучше справляется с этой задачей, чем треть самых низкоранговых. Статья опубликована в журнале Royal Society Open Science.
Обыкновенный фазан (Phasianus colchicus) из семейства фазановые, к которому относятся также и куры, происходит родом из Азии, откуда был завезен во многие регионы как очень популярный объект для охоты. Самцы фазана крупнее самок, их перья ярко окрашены и обладают металлическим блеском, в то время как оперение самок серо-песочное. В природе самцы полигамны и конкурируют за территорию для привлечения самок.
Самцы в популяциях фазанов образуют стабильные социальные иерархии. Положение в иерархии можно определить по внешнему виду птицы, а также по демонстрационному поведению и боям с применением шпор. Социальная иерархия в неволе, как правило, отражает ситуацию в дикой природе. Задачей исследования было понять, как способность к обучению связана со статусом в приближенной к естественной большой группе фазанов, а не только в составе пар, что уже анализировали в предыдущих исследованиях.
Ученые под руководством Эллис Лэнгли (Ellis Langley) из Университета Эксетера провели эксперимент по проверке пространственной памяти у взрослых самцов фазана. Тесты проводились во время сезона размножения, чтобы была возможность наиболее точно определить социальный статус участников. Каждый из 18 самцов изымался из группы и помещался перед двумя тоннелями — тупиковым и ведущим обратно в группу. Каждому испытуемому предлагалось 14 раз пройти тест, где тоннели были расположены всегда одинаково.
Оказалось, что самцы с более высоким социальным положением лучше запоминали, где находится правильный тоннель. Остается, правда, не вполне ясным, что здесь причина, а что следствие. Низкорейтинговые самцы могли хуже учиться из-за более высокого уровня стресса. а доминантные особи, в свою очередь, имели больше возможностей натренировать пространственную память, контролируя свою территорию. Возможно, наоборот, именно способности к быстрому обучению помогли самцам оказаться на верху иерархии, изучить и удержать территорию.
Таким образом, ученым предстоит еще исследовать, определяют ли способности к обучению место самца фазана в иерархии или наоборот. При этом известно, что у некоторых других животных эта зависимость обратная — например, чем больше способность к обучаемости у макак-крабоедов, тем ниже их социальный статус.
Понимание отличий в способности к обучению между разными животными — это первый шаг в понимании роли социальной системы и естественного отбора в процессах познания. А прочесть о том, как иерархия действует на способность к кооперации, вы можете здесь.
Александра Кочеткова