Британский стартап Samad Aerospace, штаб-квартира которого расположена в Университете Крэнфилда, представил проект гибридного делового самолета с вертикальными взлетом и посадкой. Как пишет Flightglobal, проект аппарата, представленного на авиасалоне Singapore Airshow 2018, получил название Starling Jet.
Сегодня несколько компаний в мире занимаются разработкой гибридных самолетов. В таких аппаратах будут устанавливаться газотурбинные силовые установки, приводящие электрогенераторы. От последних будут питаться уже электрические двигатели и заряжаться аккумуляторные батареи.
Разработчики полагают, что новые самолеты будут существенно экономичнее и экологичнее современных летательных аппаратов, в частности, за счет более дешевого обслуживания и меньшего потребления топлива. Кроме того, считается, что гибридная схема позволяет применять новые компоновочные решения в конструкции авиатехники.
Деловой самолет Starling Jet планируется выполнить по схеме «смешанное крыло». Она представляет собой разновидность аэродинамической схемы «летающее крыло». В отличие от последнего в «смешанном крыле» фюзеляж четко выражен и за счет плавных корневых наплывов переходит в консоли крыла. При такой схеме подъемную силу создает не только крыло, но и уплощенный фюзеляж.
Перспективный британский летательный аппарат получит V-образное хвостовое оперение, между килями которого на поворотном подвесе разместится один из трех электровентиляторов. Еще два электровентилятора на поворотных подвесах будут установлены в задних частях правой и левой консолей крыла.
Предполагается, что при взлете и посадке двигатели будут отклоняться назад, создавая подъемную силу для вертикальных взлета и посадки. После набора высоты электровентиляторы будут переводиться в горизонтальное положения, а сам самолет будет переходить от вертикального к горизонтальному полету.
Предполагается, что Starling Jet сможет перевозить до десяти пассажиров на дальность до 2,4 тысячи километров. Самолет сможет развивать скорость до 740 километров в час. Samad Aerospace планирует поднять в воздух первый демонстратор технологий самолета к марту 2019 года и завершить летную сертификацию Starling Jet к 2024 году. Другие подробности о самолете пока не раскрываются.
Планируется, что Starling Jet станет частью семейства лететальных аппаратов Starling. В него также будет входить легкий беспилотный летательный аппарат UAV Starling и полностью электрический самолет e-Starling. Согласно предварительному проекту, беспилотник сможет перевозить грузы массой до десяти килограммов на скорости до 240 километров в час на расстояние до 480 километров.
В свою очередь, электрический самолет e-Starlng будет рассчитан на перевозку семи пассажиров. Этот летательный аппарат сможет развивать скорость до 480 километров в час и выполнять полеты на расстояние до 640 километров.
В октябре прошлого года американский стартап Zunum Aero представил проект перспективного гибридного регионального пассажирского самолета, поставки которого заказчикам планируется начать уже в 2022 году. Компания создаст целое семейство гибридных пассажирских самолетов, но первым станет 12-местный летательный аппарат.
Согласно проекту, первый региональный гибридный самолет сможет выполнять полеты на скорости до 550 километров в час, а дальность его полета составит 1,1 тысячи километров. Позднее дальность полета самолета планируется довести до 1,6 тысячи километров. Для взлета летательному аппарату потребуется полоса длиной не более 670 метров.
Василий Сычёв