Разработчики из Корейского института передовых технологий (KAIST) создали и испытали беспилотный летательный аппарат Nsphere, выполненный по самолетной схеме, но имеющий существенное отличие от традиционного самолета. Согласно сообщению института, аппарат получил цельноповоротные раздельно управляемые консоли крыла, на которых установлены электромоторы с воздушными винтами. Как заявили разработчики, такое решение позволило существенно повысить маневренность беспилотника.
Современные беспилотники, выполненные по самолетной схеме, имеют неподвижное крыло, на котором размещены подвижные элементы. Эти элементы позволяют управлять полетом. В простейшем случае крыло беспилотника может быть оснащено элеронами — отклоняемыми плоскостями в задней части крыла, изменение угла установки которых позволяет управлять креном аппарата. Более сложные беспилотники могут оснащаться закрылками для увеличения площади крыла при посадке и интерцепторами для торможения и снижения подъемной силы.
Беспилотник, разработанный KAIST, выполнен по классической самолетной схеме среднеплана с обычными хвостовыми стабилизаторами. Правая и левая консоли крыла выполнены поворотными относительно продольной оси. На каждой из консолей установлены по электромотору с тянущими воздушными винтами. Еще один отклоняемый вниз электромотор с толкающим воздушным винтом установлен в хвостовой части. Он поддерживает ускорение беспилотника, когда воздушные винты на крыле становятся рулевыми.
В полете отклонение консолей крыла в противоположные стороны, точно так же как и отклонение элеронов при обычной самолетной схеме, позволяет управлять креном. Синхронный поворот консолей вверх или вниз в горизонтальном полете позволяет быстрее набирать или уменьшать высоту полета. При этом установка консолей на угол 90 градусов воздушными винтами вверх позволяет реализовать на Nsphere вертикальные взлет и посадку, а также режим висения в воздухе.
Разработчики наделили беспилотник и функцией раздельного управления оборотами электромоторов. При горизонтальном полете увеличение частоты вращения левого или правого двигателя позволяет управлять рысканием беспилотника, а при вертикальном — креном аппарата. Другие подробности о беспилотнике не раскрываются. Разработка Nspehere ведется с 2016 года. В настоящее время разработчики из KAIST ожидают получения патентов на изобретение в США и Южной Корее.
Следует отметить, что схема с цельноповоротными консолями крыла уже была реализована разными разработчиками прежде, однако их аппараты не имели раздельного управления поворотом консолей. Такие летательные аппараты получили название «тилтвинг». В частности, по такой схеме в 1950-х годах разрабатывались американские летательные аппараты Hiller X-18, Vertol VZ-2 и Kaman K-16B. По схеме «тилтвинг» планируется собрать и перспективное беспилотное электрическое аэротакси Airbus Vahana.
Василий Сычёв