Американская компания Aurora Flight Sciences провела испытания обеспилоченного вертолета AEH-1, созданного на базе устаревшей версии многоцелевого вертолета UH-1H Huey. Согласно сообщению компании, во время испытаний машина использовалась для автономной перевозки грузов; проверки признаны полностью успешными. По итогам испытаний компания передала AEH-1 Морской пехоте США, которая уже будет проводить собственные дополнительные проверки беспилотного вертолета.
Конвертация современной пилотируемой авиационной техники, оснащенной электродистанционными системами управления, в беспилотную не представляет особой сложности. На таких машинах дополнительный блок управления подключается прямо к системе управления полетом. Смонтировать такую систему на авиационную технику с механическим или гидравлическим управлением невозможно, поскольку в этих вертолетах отсутствуют электромеханические приводы для перемещения тяг. Установить электродистанционную систему на старый вертолет очень дорого.
Вертолет AEH-1 создан на базе UH-1H, лишенного электродистанционной системы управления. В рамках конвертации на вертолет установили приводы, подключенные к гидравлической системе, связанной с управлением. Кроме того, вертолет получил вычислительную систему, а также набор сенсоров в носовой части: лидар, камеры и лазерный дальномер. С помощью последних машина в автономном полете может уклоняться от столкновения с препятствиями.
Система обеспилочивания вертолета, получившая название AACUS, рассчитана на получение команд высокого уровня. Это означает, что оператор указывает ей лишь начальную и конечную точки маршрута, а также список заданий, которые машине нужно сделать. Все промежуточные действия, включая расчет оптимального маршрута полета, система обеспилочивания проделывает сама. Во время испытаний, состоявшихся на полигоне Морской пехоты США в Куантико, в кабине вертолета присутствовал пилот, который должен был перехватывать управление в случае нештатной ситуации.
Во время испытаний, проводившихся совместно с Морской пехотой США, обеспилоченный вертолет совершил несколько полетов, во время которых он перевозил различные грузы. Все полеты проходили под наблюдением оператора в автономном режиме. Другие подробности состоявшихся проверок не уточняются.
Помимо встраиваемой системы обеспилочивания авиационной техники Aurora Flight Sciences занимается разработкой робота-пилота ALIAS. Он представляет собой вычислительную систему, набор камер и манипуляторы. Такой робот позволяет конвертировать любой пилотируемый летательный аппарат в беспилотник без необходимости внесения каких-либо изменений в конструкцию. В мае текущего года робота-пилота установили в тренажере кабины пилотов пассажирского самолета Boeing 737-800NG, и он успешно посадил виртуальный самолет.
Во время испытаний на тренажере Boeing 737-800NG отрабатывался сценарий, по которому командир воздушного судна в полете оказался неспособен вести самолет. Система ALIAS, выполнявшая роль второго пилота, перехватила управление на себя, успешно довела виртуальный самолет до аэропорта и посадила его. Во время испытаний Boeing 737-800NG шел в режиме автопилота, позволяющего самолету выполнять и автоматическую посадку.
Робот ALIAS, поворачивая верньеры на приборной панели, передвигая рукояти закрылков и ручки газа, отдавала автопилоту необходимые команды. Следует отметить, что посадка самолета даже в режиме автопилота крайне сложна. Разработка системы ALIAS ведется по заказу Агентства перспективных оборонных разработок США. Согласно требованию военных, ALIAS должна быстро устанавливаться на любой летательный аппарат без вмешательства в его конструкцию.
Василий Сычёв