Российская компания «Фрегат Экоджет» завершила концептуальное проектирование перспективного широкофюзеляжного среднемагистрального пассажирского самолета Freejet. Об этом в интервью агентству «Интерфакс» заявил руководитель проекта летательного аппарата Александр Климов. По его словам, теперь компания приступила к определению технического облика самолета.
Проектирование любой сложной техники проходит несколько этапов. Концептуальное проектирование является одним из первых этапов в создании любой конструкции. На этом этапе специалисты проводят анализ существующих технических решений, которые могут быть использованы в новом летательном аппарате, готовят технико-экономическое обоснование и занимаются предварительным проектированием.
По словам Климова, к настоящему времени компания уже разработала конечно-элементные модели самолета высокой степени подробности, составила весовую сводку конструкции планера, детализировала проект производства по узловой сборке Freejet и создала цифровой макет летательного аппарата.
Разработка Freejet ведется с начала 2010-х годов. Предполагается, что лайнер в перспективе займет рыночную нишу советских широкофюзеляжных самолетов Ил-86, эксплуатация которых завершилась в 2011 году. Согласно предварительной оценке, Freejet при максимальной взлетной массе 140 тонн сможет перевозить до 300 пассажиров на расстояние до 3,5 тысячи километров.
Новый российский лайнер планируется оснастить двигателями ПД-14, испытания которых в настоящее время проводятся в Летно-исследовательском институте имени Громова. В общей сложности перспективный самолет получит четыре двигателя.
Лайнер проектируется в рамках концепции «более электрического самолета». Такая концепция предполагает использование на борту летательного аппарата большего количества электрических систем. В общем итоге такое решение повышает потребление электроэнергии, но позволяет значительно снизить массу бортового оборудования.
Так, общую гидравлическую систему можно будет заменить несколькими локальными гидравлическими системами с электронасосами, создающими нужное давление. В Freejet на энергообеспечение в полете планируется расходовать избыточную мощность двигателей.
Наконец, фюзеляж Freejet планируется выполнить эллиптическим в поперечном сечении. Это позволит эффективнее разместить во внутреннем пространстве места для пассажиров и грузы. Кроме того, эллиптический фюзеляж благодаря своей форме отчасти будет выполнять функцию несущего фюзеляжа.
Несущим фюзеляжем называют летательный аппарат, у которого бóльшая часть подъемной силы формируется на корпусе. Такая схема позволяет существенно снизить нагрузку на обычное крыло, а в случае с высокоскоростными самолетами и вовсе исключить крыло из конструкции аппарата.
В середине июня текущего года экспериментальный машиностроительный завод имени Мясищева представил проект перспективного пассажирского самолета, некоторые характеристики которого будут существенно лучшими по сравнению с сопоставимыми по размерам современными лайнерами. Его предлагается оснастить эллиптическим в поперечном сечении фюзеляжем.
На Заводе имени Мясищева полагают, что классическая для современных лайнеров схема продольного биплана с фюзеляжем-«сигарой» себя практически исчерпала. Какие-либо доработки позволяют улучшить ее характеристики лишь на единицы процентов.
По оценке конструкторов завода, единственным способ улучшить характеристики самолетов является снижение интегральной силы трения. Это сделать можно, если изменить форму летательного аппарата, реализовав возможность управления пограничным слоем для ламинарного обтекания воздушным потоком планера самолета.
Василий Сычёв