Значение среднемировой температуры на Земле в 2017 году, несмотря на небольшое снижение относительно двух предыдущих лет, все еще значительно выше среднего уровня 1981–2012 годов и, по прогнозам ученых, войдет в тройку самых высоких за все время наблюдений. Об этом в пресс-релизе, поступившем в редакцию N + 1, сообщает Всемирная метеорологическая организация. Полный текст пресс-релиза доступен на сайте организации.
Основным показателем климатических изменений на Земле являются измерения среднемировой температуры. Сейчас ее принято отсчитывать от среднего значения за период с 1981 по 2010 год, которое составляет примерно 14,3 градуса Цельсия, и с температурой доиндустриального периода (средний уровень с 1880 по 1900 год), которая еще на 0,6 градуса ниже.
Измерения, проведенные в период с января по сентябрь 2017 года показали, что средняя температура в этом году немного упала по сравнению с предыдущим годом, в котором из-за Эль-Ниньо — активной фазы теплого тихоокеанского течения, направленного в сторону побережья Южной америки — она достигла максимального значения за всю историю наблюдений. Тем не менее она все еще примерно на 0,47 градуса выше, чем средний уровень 1981–2010 годов, и на 1,1 градуса выше доиндустриального уровня. По словам климатологов, этот год, вероятнее всего, так и останется одним из трех (вместе с 2015 и 2016) самых жарких годов за всю историю наблюдений и самым жарким годом, в котором не наблюдалось Эль-Ниньо.
Кроме данных об изменении температуры, климатологи сообщили и о динамике других климатических показателей. Так, общемировое количество осадков в среднем было близко к среднему уровню 1981-2010 годов. При этом в Южной и Центральной Америке средний уровень осадков был выше среднего, что позволило облегчить влияние засух, связанных с прошлогодним Эль-Ниньо (в некоторых областях были даже побиты рекорды по уровню осадков), а в Европе и Азии (за исключением отдельных областей) уровень осадков, наоборот, был ниже среднего.
Средний уровень моря в течение первой половины года оставался примерно постоянным, что напрямую связано с прекращением Эль-Ниньо. Однако текущие наблюдения показывают, что во второй половине года уровень моря может снова начать расти.
Средний объем как арктического, так и антарктического льда в 2017 году также оказался значительно ниже среднего уровня. При этом, если в течение весны уровень льда сокращался довольно быстро, то летом за счет образования устойчивых областей пониженного давления скорость таяния льда немного замедлилась. При этом, несмотря на то, что из-за обильных снегопадов масса льда в Гренландском ледяном щите в этом году выросла на 40 миллиардов тонн, этот рост оказался совершенно незначительным на фоне общей тенденции последних лет (с 2000 года масса щита сократилась более чем на 3500 миллиардов тонн).
Как совсем недавно сообщала Всемирная метеорологическая организация, в 2016 году увеличение температуры привело и к новому рекорду уровня углекислого газа в атмосфере, которое составило более 403 миллионных долей. Точные данные об уровне выбросов парниковых газов в 2017 году появятся только через год, однако уже сейчас можно говорить, что содержание в атмосфере как углекислого газа, так и метана и закиси азота продолжает расти.
Частично эффект от выброса углекислого газа в атмосферу компенсируется его поглощением океанами, однако это приводит к увеличению его кислотности. В результате средний pH воды в мировом океане упал с 8,10 в начале 1980-х годов до примерно 8,06 в последние пять лет. По словам экологов, это может достаточно сильно сказаться на состоянии коралловых рифов и выживаемости некоторых важных для экосистем видов.
Из остальных событий 2017 года ученые отмечают довольно большое количество ураганов. Так, 2017 год — первый год, в котором на территории США было сразу два урагана четвертой категории. Кроме того, ученые отмечают в своем докладе случаи наводнений (особенно разрушительные наводнения наблюдались в Сьерра-Леоне, Северной Индии и Перу), лесных пожаров и засух.
Стоит отметить, что повышение средней температуры может приводить не только к негативным климатическим эффектам. Например, именно потепление в Южном полушарии ученые называют основной причиной сокращения озоновой дыры над Антарктидой. В Северном же полушарии оно приводит к более раннему началу весны и позволяет локально увеличить количество поглощаемого углекислого газа.
Александр Дубов