Младенцы способны использовать знания об объектах реального мира для визуального поиска уже в возрасте шести месяцев. Это выяснили американские ученые, которые проверили способность маленьких детей пользоваться нисходящим вниманием при поиске лиц среди геометрических фигур. Статья опубликована в журнале Developmental Science.
При зрительном поиске используются два типа внимания: восходящее (bottom-up) и нисходящее (top-down). Например, если человеку необходимо найти красный резиновый мячик в шкафу, то он воспользуется нисходящими процессами: знанием о том, где мячик, и как он выглядит; если такой же мячик внезапно упадет перед его лицом, то внимание будет распределяться в соответствии с восходящими процессами внимания: человек сначала увидит мяч, а потом уже отреагирет на него. Взрослые люди успешно пользуются нисходящим вниманием при визуальном поиске; однако, до сих пор неизвестно, в каком возрасте эта способность появляется.
Авторы новой работы решили проверить наличие способности к нисходящему вниманию у младенцев разных возрастов, а именно — шести- и десятимесячных детей. Ученые предположили, что дети даже в самом юном возрасте смогут извлечь необходимую для дальнейшего поиска информацию, и что эта способность улучшится с возрастом.
В исследовании приняли участие 25 полугодовалых и 21 десятимесячный младенец без задержек в развитии. В ходе эксперимента детям показывали черный экран, на котором были расположены четыре яркие геометрические фигуры. Через некоторое время фигуры переворачивались: на одной из них было изображено женское лицо, приветствующее ребенка. Для учета реакции ученые записывали движения глаз детей при помощи специального прибора.
Лица были расположены на фигурах в двух вариантах: случайном (лицо могло появится на месте любой из четырех фигур) или повторном (лицо несколько раз появлялось в одном и том же месте). Ученые предположили, что, в случае если дети пользуются нисходящим вниманием при зрительном поиске, они будут тратить меньше времени на то, чтобы найти повторяющуюся цели, то есть будут ожидать повторяющуюся цель в определенном месте.
Результаты анализа данных показали, что младенцы быстрее (p < 0,001) находили лицо, которое появлялось на уже известном месте, чем лицо, которое появилось в новом месте. Эффект возраста был незначимым (p > 0,352): то есть, дети быстрее находят уже увиденную цель вне зависимости от возраста.
Таким образом, авторы работы сделали вывод, что способность к использованию нисходящего внимания развивается уже в самом юном возрасте: дети в возрасте шести месяцев способны использовать обучение, память и внимание для поиска необходимой информации. Ученые также отмечают, что в будущем необходимо провести подобный эксперимент с использованием более реалистичных условий, так как детям редко приходится искать необходимую информацию среди определенных геометрических фигур.
Специалисты по психологии развития изучают и другие факторы, влияющие на становление когнитивных функций в юном возрасте. Например, в нашей заметке вы можете узнать о том, как сон влияет на словарный запас в младенчестве, а здесь — о том, как дети распределяют ресурсы в пользу более сильных уже в возрасте полутора лет.
Елизавета Ивтушок