Инженеры NASA перепроектировали литий-ионную аккумуляторную батарею перспективного гибридного 14-моторного самолета X-57 Maxwell. Как пишет Aviation Week, испытания батареи новой конструкции планируется начать в ближайшее время. Успешные проверки батареи позволят подготовить самолет к началу летных испытаний в 2018 году.
Испытания аккумуляторной батареи X-57 первой версии были проведены в декабре 2016 года и завершились неудачей. В ходе испытаний разработчики решили провести проверку на устойчивость батареи к короткому замыканию и температурному выбегу одного из аккумуляторов. Проверки показали, что батарея не была устойчива — нагрев одного аккумулятора передался остальным, в результате чего сгорела вся сборка.
Первый вариант литий-ионной аккумуляторной батареи состоял из двух сборок по четыре модуля каждая. Каждый модуль состоял из 20 параллельно подключенных сборок из 32 последовательно соединенных аккумуляторов типоразмера 18650. Емкость батареи составляла 47 киловатт-часов. Между аккумуляторами было выставлено расстояние в четыре миллиметра.
В батарее, выполненной по новому проекту, также содержатся две сборки, но уже по восемь модулей. Организация модулей не уточняется, но, согласно заявлению NASA, каждый из них состоит из вдвое меньшего числа аккумуляторов. При этом аккумуляторы в сборках разделены алюминиевыми сотами, которые должны собирать и рассеивать тепло, а также отводить его на корпус.
Сборка X-57 ведется NASA с июня прошлого года. В качестве основы для нового самолета разработчики взяли серийный самолет Tecnam P2006T. В рамках проекта новый летательный аппарат получит вместо двух поршневых двигателей 14 электромоторов, 12 из которых будут расположены на передней кромке крыла. Эти двигатели будут работать при маневрировании, взлете и посадке.
Два более мощных электромотора с воздушными винтами будут установлены на законцовках крыла. Как ожидается, такое количество движителей позволит оптимизировать расход топлива и уменьшить шум, издаваемый самолетом в полете. По предварительным расчетам, на крейсерской скорости в 280 километров в час будет наблюдаться уменьшение расхода топлива в пять раз.
Топливо будет расходоваться только вспомогательной силовой установкой, приводящей генератор. При этом, как рассказали в NASA, генератор не будет питать электромоторы напрямую; он будет только заряжать бортовые аккумуляторы. Электромоторы же будут питаться только от аккумуляторов.
В середине прошлого года NASA опубликовало фотографию панели приборов X-57. Большинство приборов и рукоятей управления кабина пилотов унаследовала от P2006T. На панели приборов присутствуют индикаторы нормали, направления, поворота и скольжения и GPS. В кабине также установлен магнитный компас, коммуникационное и навигационное оборудование, альтиметр, указатели скорости и вертикальной скорости.
Самолет получил раздельные рукояти управления электромоторами левой и правой консолей крыла, шагом винтов и складыванием лопастей вспомогательных винтов, включения обогрева карбюратора вспомогательной установки с генератором. На месте второго пилота большая часть приборов отсутствует. Там установлены только хронометр, индикаторы напряжения в бортовой сети, температуры и положения закрылков.
Василий Сычёв