Научно-производственное объединение имени Лавочкина подготовило к летным испытаниям в стратосфере перспективный высотный беспилотный летательный аппарат ЛА-252 «Аист». Как пишет газета «Известия» со ссылкой на источники в объединении, первый полет аппарата в стратосфере может состояться уже до конца года. Для этого необходимо получить специальное разрешение.
Высотные беспилотники на солнечных батареях иначе называют псевдоспутниками, поскольку такие аппараты, летая в атмосфере Земли, могут находиться в воздухе на высоте нескольких десятков тысяч метров на протяжении нескольких месяцев. Псевдоспутники планируется использовать в самых разнообразных целях, одной их которых является, например, обеспечение связи в труднодоступных районах.
В ближайшее время Научно-производственное объединение имени Лавочкина намерено подать в Министерство промышленности и торговли России заявку на получение свидетельства годности «Аиста» к высотному полету. Кроме того, планируется получить разрешение на полет от Ростовского зонального центра Единой системы организации воздушного движения России.
Как ожидается, первый стратосферный полет «Аиста» состоится с аэродрома «Кубань». Аппарат рассчитан на полеты на высоте от 15 до 22 тысяч метров. Аппарат оснащен крылом с размахом 23 метра и имеет взлетную массу 125 килограммов. Беспилотник способен нести полезную нагрузку массой до 25 килограммов.
Верхняя поверхность крыла «Аиста» оснащена солнечными панелями, которые в дневное время будут заряжать аккумуляторные батареи. В ночное время электромоторы беспилотника будут питаться от аккумуляторов, а в дневное — от солнечных панелей. После завершения стратосферных испытаний планируется провести демонстрационный полет «Аиста» для Министерства обороны России.
В августе прошлого года компания «Тайбер» совместно с Фондом перспективных исследований провела успешные испытания прототипа первого российского беспилотника «Сова» с очень большой продолжительностью полета. Испытанный аппарат сможет без посадки летать на протяжении трех летних месяцев на широте Москвы.
Новый беспилотник, оснащенный солнечными панелями и аккумуляторами, во время испытательного полета провел в воздухе 50 часов, выполняя полеты на высотах до девяти тысяч метров. Аппарат дважды отработал в режимах «день» и «ночь» и был посажен принудительно. Прототип имеет размах крыла девять метров и массу 12 килограммов.
После завершения разработки долголетающие беспилотники позволят создать сеть автономных ретрансляторов сигналов в любой точке страны, включая и Арктический регион в летнее время.
Василий Сычёв