Американцы помогут Индии разработать собственную электромагнитную катапульту, устройство, позволяющее запускать самолеты с палубы авианосца. Как сообщает Times Of India, соответствующее уведомление индийские власти получили от администрации президента США Дональда Трампа.
Электромагнитная катапульта в США разрабатывается под обозначением EMALS (Electro MAgnetic Launch System, электромагнитная система запуска). В июле текущего года такое устройство, установленное на американском авианосце «Джеральд Форд», впервые запустило палубный истребитель на море.
EMALS представляет собой линейный индукционный двигатель с поочередно отключаемыми и подключаемыми сегментами. В пусковом устройстве специальная тележка, к которой самолет цепляется передней стойкой шасси, движется между двумя направляющими с электромагнитами. Электромагнитные секции после прохождения мимо них тележки отключаются, а те, к которым она приближается, включаются.
Последовательное отключение секций линейного индукционного двигателя позволяет экономить энергию, поскольку отпадает необходимость держать включенной всю силовую установку пока самолет не покинет палубу. Максимальная энергия запуска для EMALS составляет 122 мегаджоуля. Она способна разгонять самолет с нуля до почти 300 километров в час.
США планируют предоставить Индии несколько важных технологий, которые позволят стране создать собственное устройство электромагнитного запуска самолетов. Следует отметить, что ранее Индия уже обращалась к США с просьбой предоставить некоторые технологии электромагнитной катапульты. Кроме того, американцы предлагали поставки EMALS в обмен на покупку индийцами истребителей F-35 Lightning II.
Индия намерена установить электромагнитную катапульту на свой перспективный авианосец, который планируется построить после завершения строительства другого корабля такого класса — «Викранта». Некоторые подробности о новом корабле ВМС Индии раскрыли еще в июле 2015 года.
В частности, длина нового авианосца составит 300 метров, а водоизмещение — 65 тысяч тонн. Корабль будет построен по схеме CATOBAR — самолеты будут взлетать с него при помощи катапульты и садиться с помощью аэрофинишера. В случае, если индийским специалистам не удастся разработать электромагнитную катапульту, на корабль может быть установлено паровое такое устройство.
Какие именно силовые установки планируется поставить на авианосец, военные пока не определились. Скорость полного хода авианесущего корабля должна превышать 30 узлов. Согласно планам ВМС Индии, на перспективном корабле будут базироваться 30-35 палубных самолетов и 20 вертолетов. Разработка авианосца будет вестись в рамках проекта IAC-2.
Помимо США и Индии разработкой собственной электромагнитной катапульты занимается Китай. Строительство наземного испытательного комплекса с опытной электромагнитной катапультой завершилось в этой стране в 2014 году. Оно велось с 2002 года. В настоящее время устройство испытывается с так называемым «мертвым грузом». Достоверной информации о запусках самолетов этой катапультой пока нет.
Длина китайской катапульты составляет около 120 метров при длине электромагнитных направляющих около ста метров. Лабораторный прототип китайской электромагнитной катапульты был построен в масштабе 1 к 1 в 2008 году. Где именно расположен комплекс, не уточняется. Для работы электромагнитной катапульты на авианосце потребуется много энергии, обеспечить которую сможет атомный реактор.
Василий Сычёв