Ученые из Массачусетского технологического университета представили стартап iSee, который разрабатывает беспилотные автомобили на основе нового подхода к системам искусственного интеллекта. Вместо того чтобы полагаться на традиционные алгоритмы машинного обучения, программисты вдохновляются когнитивным науками: это позволит им наделить беспилотный транспорт подобием здравого смысла у людей и умением быстро ориентироваться в неожиданных ситуациях. О проекте рассказывает MIT Technology Review.
Водители за рулем опираются на знание особенностей окружающего мира, когда принимают решения на дороге. Например, им известно, что автобусу нужно больше времени для того, чтобы затормозить, и что из него внезапно может выйти сразу много пешеходов. Создать бортовой компьютер, который мог бы реагировать на подобные ситуации, с помощью традиционных методов очень сложно.
Например, в прошлом году в Китае беспилотный автомобиль Tesla на скорости въехал в машину для подметания улиц — по мнению некоторых экспертов, это произошло из-за того, что встроенный компьютер тренировали в Израиле или Европе, где нет такой разновидности уборочных автомобилей.
Основатели стартапа iSee Дебби Ю (Debbie Yu), Ибиао Чжао (Yibiao Zhao) и Крис Бейкер (Chris Baker) намерены понять, как человек извлекает информацию об окружающем мире, чтобы создать систему искусственного интеллекта нового типа. Программисты не раскрывают подробностей, однако рассказывают, что, в частности, они исследуют интуитивное восприятие физики окружающего мира — в похожей области работают ученые из Google DeepMind.
Понимание того, как работает мир вокруг, позволяет предсказывать, как будут развиваться неожиданные ситуации. Кроме того, по мнению Джоша Тененбаума (Josh Tenenbaum), советника компании, знание законов физического мира тесно связано с интуитивным пониманием психологии и способностью предугадать, какие цели преследует человек — например, тянется к чашке с чаем, чтобы взять ее.
Новый стартап сочетает классические методы машинного обучения (в частности, глубинное обучение) с вероятностным программированием. В качестве платформы для испытаний исследователи используют автомобиль Lexus RX450h, принадлежавший одному из основателей iSee. Как сообщается на сайте компании, тестовый прототип уже проехал тысячи километров и имел рекордно низкое количество сбоев. Тем не менее, представители компании пока не предоставили более конкретной статистики.
В последние годы все больше ученых работают над тем, чтобы научить системы искусственного интеллекта и роботов эффективно взаимодействовать с объектами окружающего мира. Так, компании Google удалось обучить роботов зрительно-моторной координации движений при захвате реальных предметов, а также определять характеристики объектов в виртуальном мире.
Кристина Уласович